|
схем соположения: вовсе не обязательно
располагать "что-то маленькое около чего-то большого" или
"что-то новое вместо чего-то старого". Можно сопоставить:
- объект и фон;
- разные состояния одного объекта;
- действия;
- качества/отношения, и т.д.
Еще примеры:
Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!
Сехаку
девочка в вертящихся дверях:
ни из дома, ни в дом,
просто бегом по кругу
Алексей Андреев
.................................................................
3.3. "Эффект недостроенного моста"
Хайку не называет, а ПОКАЗЫВАЕТ; не объясняет, а ПЕРЕДАЕТ.
Можно рассматривать каждое трехстишие как незаконченную танку:
как если бы человек хотел показать свои чувства путем
поэтического сравнения, но сказав первую половину танки, решил не
продолжать, не разъяснять то, что и так чувствуется через данный
им образ.
Возможна и такая аналогия: представьте, что вы гуляете
у реки и видите недостроенный мост. Например, он доходит лишь до
середины реки; или несколько свай вбиты в дно; или просто руины -
несколько каменных блоков на этом берегу, и еще пара - на том. В
любом из этих случаев моста нет. Однако вы можете моментально
представить себе этот мост и сказать точно, откуда и куда он
ведет. Примерно так работает поэзия хайку.
Используя эту аналогию, можно рассмотреть некоторые
поэтические приемы, которые РЕДКО или СОВСЕМ НЕ используются в
хайку (в отличие от западной поэзии).
1) Эпитеты ("прекрасный", "скучный") и названия чувств и
ощущений ("любовь", "одиночество", "смерть"). Все эти слова
ИМЕНУЮТ, но не показывают, не передают ощущений, и потому чужды
хайку. Вообще в хороших хайку не происходит никаких "отвлеченных
рассуждений": это - моменты реальной жизни, переданные простыми и
ясными словами.
2) Метафоры и сравнения. Они, как правило, дают "уже
построенный мост": почти всегда явно даны две вещи, из которых
одна служит для описания другой ("годы как пыль" или
"алмазная пыль в ночном небе"). Эти пары сцеплены авторским
произволом и в таком искуственном, "разжеванном" виде даны
читателю. В хайку достигается более тонкий эффект - "построение
моста" должно происходить в голове читателя:
снежинки -
пыль на носках
моих сапог
Пенни Хартер
Здесь нет ничего неестественного - "пыль" в этом случае самая
настоящая, а снежинки помогли ее увидеть. Но при этом еще тянется
ниточка к некоторому невысказанному ощущению от этого открытия:
возникает "мост".
3) Как особый тип метафор можно выделить антропоморфизм
(анимизм) - это когда происходит "одушевление" неодушевленных
пред
|
|