|
написать
много "натуральных" фраз типа "красивые листья на деревьях!", но
это никого на впечатлит. Или же наоборот: если увлечься языковыми
эффектами и уникальными видениями (Б) - это будет сложно
воспринять другому человеку.
Собственно, этот "танец между лужами" - основа всей поэзии.
В искусстве хайку имеются свои особые "па". Некоторые из них я
опишу ниже.
.................................................................
3.1. Сезонное слово (киго)
Это слово, указывающее на то, в какое время происходит
действие. Тема связи человека и Природы играет огромное значение
во всей японской культуре; смена сезонов - один из основных
мотивов в поэзии. Киго создает своего рода "природный фон",
помогающий прочувствовать хайку. Возможно как прямое указание
("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например,
"сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета:
дрожит,
когда соседнюю с ней виноградину
срывают с ветки
Дугал Линдсей
Существует множество сезонных слов, которые являются
традиционными. Людям, не знакомым с японской культурой, да и
самим современным японцам далеко не всегда удается угадать, какой
сезон подразумевается. На этот случай в Японии существуют
специальные словари "сайдзики", где можно узнать, например, что
"луна в дымке" означает весну. А в приведенном ниже примере
подразумевается зима (начало весны), так как описанный обряд с
одетой в маску обезьяной относится к празднованию Нового Года:
в этом году опять
маска обезьяны
на морде обезьяны
Басе
Современные хайку часто пишутся без киго. Хотя указание
фона, на котором происходит действие, все равно имеет место -
получается что-то вроде "слова окружающей среды" вместо
"сезонного слова". Интересны также хайку с современными и
иностранными сезонными словами. Например, "бейсбольная бита" для
современных американских хайку - вполне подходящее киго,
подразумевающее лето.
.................................................................
3.2. Соположение
Многие хайку (если не все) строятся на приеме, который
называется со-положением (juxtaposition): имеются два объекта, и
хайку представляет динамику их отношений. У Басе это - лягушка и
пруд, у Иссы - улитка и года Фудзи. Интересно также, что из всех
образов поэзия хайку выбирает как бы "минимальные" - если
сравнивать стихи с электрическими цепями, то типичный хайку-образ
- это просто одна искра между двумя полюсами:
Воздушный змей в вышине...
А только вчера маячил
на том же месте другой.
Бусон
Каштан упал на землю.
А почтальон нагнулся,
поднял его и бросил в сумку.
Кобаяси Фумио
Придавленные
шумом водопада,
смолкают люди.
Накамура Тейдзе
Существует очень мног
|
|