Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Поэзия :: Поэзия Азии :: Японская поэзия :: Хокку :: Алексей Андреев - ЧТО ТАКОЕ ХАЙКУ?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-
 
етов: "улыбка месяца",  "злой ветер". Такие эффекты  часты в
западной поэзии,   но  в  хайку  их стараются избегать.
 
     4) Поэзии  хайку  свойственна  объективность.  Басе говорил:
"Узнавайте все о сосне у  самой  сосны,  о  бамбуке  -  у  самого
бамбука".  Один  из  его  учеников  комментировал это так:  "Поэт
должен отрешиться  от  всех  представлений,   связанных   с   его
собственным  человеческим "я",  и сконцентрироваться на предмете,
чтобы проникнуть в его суть".  Поэтому автор хайку,  так  же  как 
фотограф, не так часто попадает в собственный объектив. В отличие
от других видов поэзии,  в хайку не так часто звучит  слово  "я",
особенно в выражениях "я чувствую", "я знаю". А если и звучит, то
лишь для "взгляда со стороны";  автор представляет себя  как один 
из феноменов - элементов своей картины:
 
 
                      усталый и больной,
                      даже в сияньи цветущих вишен
                      я продолжаю дрожать
 
                                             Акутагава Рюноскэ
 
.................................................................
 
    
3.4. Концентрированная поэзия
		
   Выше говорилось об отсутствии метафор и аллегорий в хайку. Но
если  быть совсем точными,  то необходимо  признать: большинство
классических хайку содержат множество своеобразных "намеков"  на 
опредененные местности, события, людей,  а также на произведения 
предшественников.  В  таких хайку  происходит не только фиксация 
"здесь и сейчас",  но возникает и "мостик"  в другие  времена  и 
страны.  Это  тоже  соположение,  но в исторической перспективе: 
рядом ставятся миг и Вечность, как улитка и Фудзи.

Другое дело,  что в отличие от западной поэзии,  подобные намеки 
в хайку  делаются  очень  тонко -  читатель  опять  же  получает
"неразжеванный" образ  и  сам  достраивает его самостоятельно  в 
своей голове.  Так работают  описанные выше сезонные слова-киго: 
упоминание "елочной игрушки"  или  "белой ночи"  сразу  вызывает 
ощущение  вполне  конкретного  сезона,   хотя  он  и  не  назван 
напрямую.

Более  сложные  "отсылки к Вечному"  -  географические названия,  
намеки  на исторические события, известные произведения культуры
или   народные  обычаи  -   встречаются  в  современных западных 
трехстишиях гораздо реже,  чем  в японской классике,  где каждое
название,  имя  или  фразеологизм  тянули за собой  целый  шлейф
ассоциаций: 


                 Молния - 
                 Волны стеною вокруг островов
                 Акицусима

                                 Бусон


Как  указывается  в  статье  Харуо Сиране  "За пределы мгновения 
хайку",   в   этом   трехстишии  Бусона  гораздо  больше  работы 
воображения и игры слов, чем личного опыта. Стихотворение вообще
не понять без  дополнительного  толкования.   Тут и "молния" как 
сезонное слово  для  периода  сбора  риса,  и  древнее  японское  
название  "Акицусима",  означающее  "острова,  на которых растет
рис". И наконец, сама картинка с островами в волнах,  снятая как
бы  с  высоты  птичьего  полета  -  вполне  возможно,  еще  одна  
ассоциация с рисовым полем, залитым водой.

Создание такой "концентрированной   образности" - пожалуй, самый 
сложный  прием  для современных поэтов,  живущих в мире размытых 
и  перепутанных  мультикультурных  ценностей.  Но  именно  такие 
трехстишия  "с зацепками за Вечность"  наиболее близки  к  тому,
чтобы  называться "хайку" в классическом смысле: 
 

                  зима
                  застыла на стекле
                  "Большая Волна" Хокусая
				  
                                        Алексей Андреев


                  Санкт-Петербург.
                  А в моем Ленинграде
   
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 10
 <<-