Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Поэзия :: Поэзия Азии :: Мусульманская поэзия :: Фирдоуси Отрывки из Шах-Наме :: Искандар приходит в страну Брахманов
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Искандар приходит в страну Брахманов 
------------------------------------

Вот из своих пределов, как орел, 
Взмыл Искандар, опять войска повел. 
И он в страну брахманов прибыл вскоре. 
Его влекло к себе познанья море. 

Брахманы, услыхав, что славный шах 
Остановился с войском в их краях, 

Все вышли из своих пещерных келий 
И обсуждать событье это сели. 

И написали шаху-мудрецу Письмо: 
«Хвала на небесах творцу! 

А на земле — в юдоли нашей бренной — 
Хвала тебе от нас, благословенный! 

Пусть мощь твоя и мудрость возрастет, 
И пусть твоя держава процветет! 

Йездан, исполненный благоволенья, 
Тебе полмира отдал во владенье. 

Мы служим богу. Так пошли нам весть, 
Зачем пришел? Чего ты ищешь здесь? 

Страна у нас бедна; что с нас возьмешь ты? 
Земных сокровищ здесь не обретешь ты. 

Мы волей и терпением сильны. 
Мы счастьем знанья истинным полны. 

Терпенье наше все превозмогает. 
А знанье людям зла не причиняет. 

Ты здесь, в долинах и степях пустых, 
Людей увидишь нищих и нагих. 

Коль ты у нас задумал утвердиться, 
То с войском здесь тебе не прокормиться». 

Вот к шаху прибыл их гонец с письмом 
Пешком; одежды не было на нем. 

Лишь бедра темные свои облек он 
Повязкою из травяных волокон. 

И было нечто у него в глазах, 
Что содрогнулся сердцем славный шах. 

На месте том простился он с войсками; 
Поехал лишь с немногими мужами. 

Все мудрецы святые той земли 
С высоких гор встречать его сошли. 

Плоды у ног царя на землю клали. 
Ведь все они не сеяли, не жали. 

И громко восхваленье вознесли 
Владыке обитаемой земли. 

Прислушался к речам их шах великий, 
Вгляделся в удивительные лики. 

Все были босы и обнажены, 
Но света и величия полны. 

Одежды их из листьев облекали. 
Плоды лесов их пищу составляли. 

Не ведая о битвах и пирах, 
Они в долинах жили и в горах. 

Хоть полны разной дичи степи были, 
Охота и убийства им претили. 

Питье их было — чистая вода, 
Плоды и злаки дикие — еда. 

Он спрашивал их: «Что вам служит пищей? 
Как вы возводите свои жилища? 

Зло и добро нам дарит небосвод, 
Что ж вы берете от земных щедрот? 

Вы чем и как сражаетесь с врагами?» 
И отвечал глава над мудрецами: 

«О солнце славы, доблести звезда! 
Мысль о войне издревле нам чужда. 

У нас тепло, нам не нужны жилища, 
Самой природой нам дается пища. 

Зачем парчой нам тело украшать? 
Ведь смертного нагим рождает мать. 

Нагим уходит смертный в недра праха, 
А мир — обитель горя, скорби, страха. 

Алчбы мы чужды, вечность — наша цель. 
Нам кровля — небо, а земля — постель. 

К чему мироискателя старанья? 
Его богатства и завоеванья? 

Ведь сколько б ни собрал сокровищ он, — 
В свой час он все утратить обречен. 

Блажен, кто к благу вечному стремится, 
А вся земная слава истребится». 

«Чего же больше, — Искандар спросил, — 
Явлений явных или тайных сил? 

Живых ли больше в бренном мире этом 
Иль навсегда расставшихся со светом?» 

И отвечал один из мудрецов: 
«На миллион, быть может, мертвецов — 

Два иль один живой едва ль найдется. 
И счастлив, кто от вечных мук спасется! 

Блажен, кто людям зла не принесет! 
Ведь всяк уйдет отсюда в свой черед». 

Спросил румиец: «В мировом просторе 
Недвижной суши больше или моря?» 

«Всю твердь земную, — отвечал брахман, — 
Безбрежный омывает океан». 

«Кто бодрствует во сне? — спросил владыка. 
Чей не простится вечно грех великий? 

Кто в слепоте душевной, средь забот, 
Не знает сам, зачем он здесь живет?» 

Брахман в ответ: «О светоч мирозданья, 
Пречистый шах, взыскующий познанья! 

Грешнее всех, исполненный алчбы, 
Завоеватель — баловень судьбы. 

Коль ты духовным взором обратишься 
Сам на себя — ты в этом убедишься. 

Ведь вся земля захвачена тобой. 
Сам небосвод как будто данник твой. 

А ты не сыт, хоть миром обладаешь. 
Мозг из земли исторгнуть ты желаешь. 

Душой ты ада алчешь. Устрашись! 
От войн кровопролитных отрешись!» 

Еще спросил их Искандар великий: 
«Кто ж на стезе неправды наш владыка?» 

Сказали: «То алчба — душа греха, 
Основа зла. Она к добру глуха». 

Спросил он: «В чем же суть алчбы всеядной, 
Ненасытимой, низкой, зверски жадной?» 

Брахман ответил: «Алчность и нужда — 
Два демона, не спящих никогда. 

Один иссох и злого полн упорства. 
Другой не спит ночами от обжорства. 

Сразит обоих колесо времен. 
Блажен, кто к правде духом устремлен!» 

Внял Искандар, и цвет его ланит 
Стал желтым, как поблекший шамбалид. 

Его лицо морщинами покрылось, 
Слеза из глаз невольно покатилась. 

И он спросил их: «В чем нужда у вас? 
Просите. Все исполню в сей же час. 

Всей властью с вами поделюсь моею, 
Трудов своих для вас не пожалею». 

Ответили: «Со смертью в бой иди. 
От смерти нас, коль можешь, огради». 

Сказал он: «Дни бегут неудержимо, 
И в мире только смерть непобедима. 

Будь ты хоть из железа сотворен, 
Тебя пожрет таинственный дракон. 

Увянет юный цвет, иссякнет сила — 
И не спастись от старости унылой». 

Сказал брахман: «О властелин-мудрец! 
Всем одарил тебя благой творец. 

Ты, словно солнце, разумом сияешь. 
Что не избегнуть смерти нам, ты знаешь. 

Что ж ты возжаждал мир завоевать, 
Войн ядовитым воздухом дышать?! 

Умрешь — твоя десница все утратит 
И враг плоды трудов твоих захватит. 

Зачем ты страшной тяготой такой 
Обременился? Где он — разум твой? 

Безумие — в юдоли нашей бренной 
Надеяться на этот мир мгновенный!» 

Ответил шах: «Я — раб, и не дано 
Мне преступить, что небом решено. 

Я преступил бы, будь я в состоянье, 
Неведомое мне предначертанье. 

Все решено заране. Никому 
Не обойти, что суждено ему. 

Не мной, а грозной волей провиденья 
Убиты были павшие в сраженье. 

Кто осужден судьбою, тот падет. 
Насильник от возмездья не уйдет. 

Они не жертвы моего удара. 
Постигла их божественная кара. 

Иездан велик. Мы все — его рабы. 
И никому не скрыться от судьбы!» 

Потом брахманов щедро одарил он, 
Но в их стране недолго прогостил он. 

Обиды никому не причинил 
И вдаль стопы на запад устремил.

 
 [Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-