|
невозможно. Христианство есть,"закваска" которая может быть
положена в самые различные виды теста, и результат "брожения" будет совершенно
различен в зависимости от состава теста. А потому та радужно-маого-образная
сеть неповторяемо-индивидуальных национальных культур земного шара, о которой
мы говорили выше, должна была бы сохранить свою конструкцию даже в том случае,
если бы все народы мира восприняли христианство.
Никакой нивелировки национально-культурных различий, никакого создания
однородной общечеловеческой культуры христианство не требует. Христианство как
установление божественное неизменно. В историческом процессе христианские
догматы не изменяются, а только раскрываются. Культура же есть, по существу,
дело рук человеческих. Она подлежит историческим изменениям, законам эволюции,
и прежде всего закону дробления. Единая христианская культура есть contradictio
in adjecto. Христианских культур не только может, но и должно быть несколько.
Каждый народ, воспринявший христианство, должен преобразовать свою культуру так,
чтобы ее элементы не противоречили христианству, и так, чтобы в этой культуре
веял не один национальный, но и христианский дух. И таким образом, христианство
не упраздняет своеобразного национального культурного творчества, а, наоборот,
стимулирует это творчество, давая ему новые задания. Всем христианским народам
дано задание согласовать культуру с догматами, этикой и канонами истинной
Христовой Церкви, создать храмы, формы богослужения и принадлежности его,
способные вызывать в молящихся представителях данного народа определенные
христианские настроения, - и каждый народ не только может, но и должен
разрешать эти задания по-своему, для того чтобы христианство оказалось
воспринятым органически и интимно слилось с данной национальной психикой.
Разумеется, это нисколько не исключает влияния одной христианской культуры на
другую. Такие влияния наблюдаются и между культурами нехристианскими; влияния
эти связаны с самим существом развития культур и при естественном ходе этого
развития нисколько не ведут к нивелировке национальных различий. Важно только,
чтобы влияние одной культуры на другую не было подавляющим, чтобы культурные
заимствования органически перерабатывались и чтобы из своих и чужих элементов
создавалось новое единое целое, плотно пригнанное к своеобразной национальной
психике данного народа. Церковь Христова едина. Единство ее предполагает живое
общение между отдельными поместными церквами. Но это общение возможно и без
культурного единства. Единство церкви выражается в общности Священного Писания,
Священного Предания, догматов и канонов, но вовсе не в тех конкретных бытовых,
художественных и правовых формах, которыми догматы, каноны, предания и писания
приспособляются к жизни каждого данного народа. Попытки зафиксировать эти формы
и уничтожить в этой области различия между народами, принадлежащими к одной
церкви, но не совсем к одной и той же культуре, основаны на суеверии и
обрядоверии и не ведут к добру. Мы, русские, жестоко пострадали от подобной
попытки, предпринятой при патриархе Никоне и приведшей в области церковной к
расколу, а в области житейской - к тому ослаблению сопротивляемости русского
культурно-национального организма, которое подготовило петровский разгром.
Итак, для христианина христианство не связано с какой-нибудь одной определенной
культурой. Оно не есть элемент определенной культуры, а фермент, привносимый в
самые разнообразные культуры. Культура Абиссинии и культура средневековой
Европы совершенно непохожи друг на друга несмотря на то что обе они
христианские.
Если мы всмотримся в историю распространения христианства, то убедимся в том,
что распространение это шло успешно именно там, где христианство воспринималось
как фермент, а не как элемент уже готовой иностранной культуры. Органически и
плодотворно воспринятым, привившимся оказывалось христианство лишь там, где оно
пепе-работало национальную культуру, не упразднив ее своеобразия. И наоборот,
одним из самых сильных тормозов распространения христианства всегда было
ошибочное отождествление христианства с какой-нибудь определенной для данного
народа иностранной культурой.
Если во многих случаях неприятие данным народом христианства имело и имеет свои
глубокие, быть может, мистическо-провиденциальные причины, то в целом ряде
случаев, быть может, даже в большинстве, причина лежит в том, что миссионеры
распространяли не христианство как таковое, а определенную христианскую
культуру. Этим грешили и православные миссионеры: ни для кого не тайна, что
зачастую миссионерство внутри России было орудием русификации, а за пределами
России - орудием распространения русского политического влияния. По в еще
большей мере это относится к миссионерству неправославному - католическому,
протестантскому, англиканскому. Романо-германские миссионеры сами на себя
смотрят прежде всего как на культуртрегеров. Вся их миссионерская деятельность
связана со "сферами слияния", с колонизацией, европеизацией, с концессиями,
факториями, плантациями и т.п. Миссионеры являются не посланными от Бога
проповедниками богооткровенных истин, а агентами колониальной политики или
представителями "интересов" той или иной державы. Проповедуя не христианство, а
католичество, протестантизм или англиканство, т.е. те виды уклонения от
христианства, которые укоренились в условиях романо-германской культуры и тесно
связаны с ней, миссионеры фактически проповедуют просто саму эту культуру.
Успех их проповеди, естественно, ставится в зависимость от степени способности
данного народа "приобщиться к европейской цивилизации". А так как в этой
цивилизации христианство давно уже отодвинуто на задний план и заглушено
столпотворенче
|
|