|
ринадлежит сразу к двум союзам или колеблется между двумя соседними
союзами, играя, таким образом, ту же роль, что переходные говоры в генетической
классификации [2]. Таким образом, принимая во внимание обе возможные
группировки языков, генетическую (по семействам) и негенетическую (по союзам),
можно сказать, что все языки земного шара представляют некоторую непрерывную
сеть взаимно переходящих друг в друга звеньев, как бы радужную. И именно в силу
непрерывности этой языковой радужной сети и в силу постепенности переходов от
одного ее сегмента к другому общая система языков земного шара при всем своем
пестром многообразии представляет все же некоторое, правда, только
умопостигаемое, единое целое. Таким образом, в области языка действие закона
дробления приводит не к анархическому распылению, а к стройной гармоничной
системе, в которой всякая часть, вплоть до мельчайших, сохраняет свою яркую, но
повторяемую индивидуальность, и единство целого достигается не обезличением
частей, а непрерывностью самой радужной языковой сети.
Распределение и взаимное соотношение культур не совпадает с группировкой языков.
Носители языков не только одного и того же семейства, но одной и той же ветви
могут принадлежать к разным типам культур: примером, иллюстрирующим это
положение, является народ венгерский (или мадьярский); ближайшими родичами
мадьярского языка являются языки вогульский и остяцкий (в северо-западной
Сибири), между тем культура венгров и культура вогульско-остяцкая не имеют
между собой решительно ничего общего. И все же распределение и взаимные
соотношения культур основаны, в общем, на тех же принципах, что и соотношения
языков, с тою лишь разницей, что то, что в культуре соответствует семействам,
имеет гораздо меньше значения, чем то, что соответствует союзам. Культуры
отдельных соседних друг с другом народов представляют всегда целый ряд черт,
сходных между собой. Благодаря этому среди данных культур обозначаются
известные культурно-исторические зоны, - например в Азии зона мусульманской,
индостанской, китайской, тихоокеанской, степной, арктической и т.д. культур.
Границы всех этих зон взаимно перекрещиваются, так что образуются культуры
смешанного или переходного типа. Отдельные народы и части народов
специализируют данный культурный тип, внося в него свои специфические
индивидуальные особенности. В результате получается та же радужная сеть, единая
и гармоничная в силу своей непрерывности и в то же время бесконечно
многообразная в силу своей дифференцированности.
Таковы результаты действия закона дробления. При кажущейся анархической
пестроте отдельные национальные культуры, сохраняя каждая свое неповторяемое
индивидуальное своеобразие, представляют в своей совокупности некоторое
непрерывное гармоническое единство целого. Их нельзя синтезировать, отвлекаясь
от их индивидуального своеобразия, ибо именно в сосуществовании этих ярко
индивидуальных культурно-исторических единиц и заключается основание единства
целого. Как все естественное, природное, вытекающее из Богом установленных
законов жизни и развития, эта картина величественна в своей непостижимой и
необъятной сложности и вместе с тем сложной гармояичности. И попытка
человеческими руками разрушить ее заменить естественное органическое единство
живых ярко индивидуальных культур механическим единством безличной
общечеловеческой культуры, не оставляющей места проявлениям индивидуальности и
убогой в своей абстрактной отвлеченности, явно противоестественна, богопротивна
и кощунственна.
Против такого резкого и безусловного осуждения попыток культурного объединения
человечества и создания однородной общечеловеческой культуры как попыток
богопротивных как будто говорит факт общечеловеческой значимости христианства.
Для тех, кто в христианстве видит лишь одну из многих религий земного шара,
продукт определенных историко-культурных условий, проблема эта, конечно, вовсе
и не ставится. При таком взгляде христианство как продукт определенной культуры
тем самым ставится на одну доску с другими продуктами определенных культур и
вводится как элемент в общую схему многообразных культурных проявлений
человечества. Никакой общечеловеческой значительности за ним в таком случае
признавать нельзя.
Но для тех, кто в Христе признает пришедшего во плоти Сына Божия и в
христианстве - единственную истинную религию, слова Христа: "Шедше научите вся
народы, крестяще я во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф. 28: 19) - являются
как бы опровержением того положения, будто культурное объединение человечества
есть дело богопротивное. Однако противоречие здесь на самом деле мнимое. Ведь
признавая христианство абсолютной истиной, покоящейся на божественном
откровении и преподанной людям при помощи непосредственного вмешательства Бога
в исторический процесс, мы тем самым уже отказываемся от взгляда на
христианство как на продукт и как на элемент определенной культуры. Проповедь
христианства не есть введение в культуру какого-то нового элемента культуры. В
противоположность юдаизму, связанному с определенной расой, мусульманству,
связанному с определенной культурой, и буддизму, в принципе враждебному всякому
культурному Делению, христианство выше рас и культур, но не упраздняет ни
многообразия, ни своеобразия рас и культур. Принятие христианства влечет за
собой отказ от целого ряда элементов национальной языческой культуры и
преобразование этой последней. Но конкретные формы этого преобпа-зования могут
быть очень различны в зависимости от той культурно-исторической почвы, на
которую христианство попадает, и единообразие в этой области не только не
обязательно, но и
|
|