|
кими тенденциями, то естественно, что новообращенные "туземцы",
воспринимающие христианство в перспективе европейской цивилизации и как элемент,
притом совсем не самый важный этой цивилизации, оказываются очень плохими и,
во всяком случае, творчески совершенно бесплодными христианами. При таком
способе миссионерства обращаются в христианство не целые народы, способные
органически переработать свою национальную культуру в христианском духе, а лишь
отдельные индивидуумы, которые самим фактом своего обращения отсекаются от
родного национально культурного ствола и становятся агентами-сотрудниками при
проведении экономических и политических замыслов иностранной державы.
Таким образом, заповедь Христа научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святого Духа, по существу, остается невыполненной. И не выполнена она в
значительной мере именно потому, что миссионерство было обращено в орудие
европеизации, в средство к установлению однородной общечеловеческой культуры,
богопротивную сущность которого мы постарались раскрыть в предшествующем
изложении.
Стремление к нивелировке национальных различий не может оправдываться ссылками
на необходимость христианского миссионерства, ибо, как раз наоборот, это
миссионерство оказывается бесплодным и неудачным именно благодаря своему союзу
с нивелирующим культуртрегерством, по существу антихристианским.
[1] Ярким примером языкового союза в Европе являются балканские языки -
болгарский, румынский, абланский и новогреческий: принадлежа к совершенно
разным ветвям индоевропейской семьи, они тем не менее объединяются друг с
другом целым рядом общих черт и детальных совпадений в области грамматического
строения.
[2] Так, индоевропейское семейство, принадлежа, к союзу средиземноморскому, в
некоторых пунктах (например, в отсутствии префиксов) сближается с союзом
урало-алтайским и, в частности, в некоторых отдельных случаях представляет
разительное сходство с языками уральскими (угро-финско-самоедскими). Одиноко
стоящие языки Восточной Сибири (енисейско-остяцкий, гиляцкий, юкагирский и так
называемые камчатские, т.е. камчадальский, чукотский и корякский) являются как
бы переходным звеном между урало-алтайским и североамериканским
(эскимосско-алеутским) союзами и т.д.
|
|