|
всей культуры, которая существовала в России
непосредственно до революции и продолжает существовать в странах
романо-германского запада, и в требовании коренной перестройки всей этой
культуры. Евразийство сходится с большевизмом и в призыве к освобождению
народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами.
Но все это сходство только внешнее, формальное. Внутренние движущие мотивы
большевизма и евразийства диаметрально противоположны. Ту культуру, которая
подлежит отмене, большевики именуют "буржуазной", а евразийцы -
"романо-германской"; и ту культуру, которая должна встать на ее место,
большевики мыслят, как "пролетарскую", а евразийцы - как "национальную" (в
отношении России - евразийскую). Большевики исходят из марксистского
представления о том, что культура создается определенным классом, евразийцы же
рассматривают культуру как плод деятельности определенных этнических единиц,
нации или группы наций. Поэтому для евразийцев понятия "буржуазной" и
"пролетарской" культуры в том смысле, как их употребляют большевики, являются
совершенно мнимыми. Во всякой социально дифференцированной нации культура
верхов несколько отличается от культуры низов. В нормальном, здоровом
национальном организме различие это сводится к различию степеней одной и той же
культуры. Если при этом верхи называть "буржуазией", а низы - "пролетариатом",
то замена буржуазной культуры пролетарской сведется к снижению Уровня культуры,
опрощению, одичанию, которое вряд ли можно выставлять как идеал. В нациях
нездоровых, зараженных недугом европеизации, культура верхов отличается от
культуры низов не столько количественно (степенями) сколько качественно: т.е.
низы продолжают жить обломками культуры, некогда служившей нижней степенью,
фундаментом туземной национальной культуры, а верхи живут верхними степенями
другой, иноземной, романо-германской культуры; в промежуток между низами и
верхами помещается слой людей без всякой культуры, отставших от низов и не
приставших к вер - хам, именно в силу качественной разнородности обеих культур,
сопряженных в данной нации. Вот применительно к таким нациям (к числу которых
принадлежала и послепетровская дореволюционная Россия) можно говорить о
желательности замены культуры верхов культурой низов, но и то лишь
метафорически. На деле при этом должен мыслиться не переход верхов к культуре
низов, неизбежно элементарной, а к созданию верхами новой культуры с таким
расчетом, чтобы между ней и культурой низов различие было не качественное, а в
степенях. Только при этом условии упразднится бескультурность средних слоев
нации, и национальный организм станет культурно цельным, здоровым и способным к
дальнейшему развитию в целом как в своих верхах, так и в низах. Это именно то,
что проповедует евразийство. Но ясно, что при этом речь идет об изменении не
классовой, а этнической природы культуры.
Находясь всецело во власти марксистских схем и подходя к проблеме культуры
исключительно с точки зрения этих схем, большевики, естественно, оказываются
совершенно неспособными выполнить то, что они затеяли, т.е. создать на месте
старой культуры какую-то новую. Их "пролетарская культура" выражается либо в
одичании, либо в какой-то пародии на старую, якобы буржуазную культуру. И в том,
и в другом случае дело сводится к простому разрушению без всякого созидания.
Новой культуры никак не получается - это и есть лучшее доказательство ложности
самих теоретических предпосылок большевизма и невыполнимости самого задания
"пролетаризации культуры". Понятие "пролетарской культуры" неизбежно
бессодержательно, ибо самое понятие пролетариата как чисто экономическое лишено
всяких других признаков конкретной культуры, кроме признаков экономических.
Совершенно иначе обстоит дело с понятием национальной культуры, ибо всякая
нация, являясь фактической или потенциальной носительницей и созидательницей
определенной, конкретной культуры, заключает в самом своем понятии конкретные
признаки элементов и направлений культурного строительства. Поэтому новая
культура может быть создана только как культура особой нации, до сих пор не
имевшей самостоятельной культуры или находившейся под подавляющим влиянием
иностранной культуры. И противопоставится может эта новая культура только
культуре иной нации или иных наций. Из всего этого вытекает, что, если общими
задачами большевизма и евразийства является отвержение старой и создание новой
культуры , то большевизм может выполнить только первую из этих двух задач, а
второй выполнить не может. Но выполнение одной задачи разрушения без
одновременного созидания, разумеется, не может привести к благим результатам.
Прежде всего, разрушитель, имеющий неясное или превратное представление о том,
что на месте разрушенного должно быть воздвигнуто, непременно разрушит или
постарается разрушить то, что надлежало бы сохранить. А кроме того, когда темп
разрушения значительно быстрее созидания, или когда за разрушением никакого
подлинного созидания не следует, нация оказывается на долгое время в состоянии
бескультурности, которое не может не отражаться на ней губительно. Таким
образом, даже несмотря на то, что разрушительная работа большевиков часто
направлена именно на те стороны привитой к России европейской культуры, которые
и евразийцы считают подлежащими искоренению, евразийство все же не может
приветствовать этой разрушительной работы. Что же касается до большевистских
попыток творчества, то эти попытки вызывают в евразийстве самое отрицательное
отношение, так как они либо проникнуты марксистским утопизмом, либо направлены
к пересадке на русскую почву еще новых элементов романо - германской
цивилизации, при том, большей частью, элементов наименее для евразийства
приемлемых и носящих явные признаки вырождения и упадка романс-германской
цивилизации.
Из всег
|
|