Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
ющим на то, к чему ты возвращаешься. Правда, на
что  ты  сетуешь  --  на  порочность  людей?  Так  повтори себе
суждение о том, что существа разумные рождены одно для другого,
что  часть  справедливости  --  сносить  и  что   против   воли
проступки;  и  то  вспомни,  сколько уж их, кто жили во вражде,
подозрениях, ненависти и драке, потом протянули ноги и сгорели,
-- и перестань наконец. Или ты сетуешь на то, что уделено  тебе
из  целого? Так обнови в уме разделительное: либо промысл, либо
атомы; а также все то, откуда доказано было,  что  мир  подобен
городу.  Или  вновь затронет тебя телесное? Но ты же понял, что
мысль не смешивается с  гладкими  или  шероховатыми  движениями
дыхания,  если  она  однажды  обрела  себя и узнала присущую ей
власть и прочее, что ты слушал о наслаждении и боли,  с  чем  и
сам  согласился.  Или издергает тебя тщеславие? Но ты же видел,
как быстро забывается все, как зияет  вечность,  бесконечная  в
обе   стороны,   как   пуст   этот   звон,  как  переменчиво  и
непредсказуемо то, что мнится зависящим от нас, также и  узость
места,  которым  все  это  ограничено.  Ведь  и вся-то земля --
точка, а уж какой закоулок это  вот  селенье,  и  опять  же  --
сколько  их, кто восхваляет и каковы. Вот и помни на будущее об
уединении в этой твоей ограде: прежде  всего  не  дергайся,  не
напрягайся  --  будь  свободен  и  смотри  на вещи как мужчина,
человек, гражданин, как существо смертное. И  пусть  прямо  под
рукой  будет  у  тебя двойственное, на что можно быстро бросить
взгляд. Одно -- что вещи души не касаются и стоят недвижно  вне
ее, а досаждает только внутреннее признание. И второе: все, что
ни  видишь, скоро подвергнется превращению и больше не будет --
постоянно помышляй, скольких  превращений  ты  и  сам  уже  был
свидетель. Мир -- изменение, жизнь -- признание.
     4. Если духовное у нас общее, то и разум, которым мы умны,
у нас  общий.  А  раз  так, то и тот разум общий, который велит
делать что-либо или не делать; а раз так, то и закон общий; раз
так, мы граждане; раз так, причастны некоей  государственности;
раз  так,  мир  есть как бы город. Ибо какой, скажи, иной общей
государственности причастен весь человеческий род? Это  оттуда,
из  этого общего города идет само духовное, разумное и законное
начало -- откуда же еще?  Что  во  мне  землисто  --  от  земли
какой-нибудь   уделено  мне,  влажное  --  от  другого  начала,
душевное -- из некоего источника, а горячее и  огненное  --  из
собственного источника (ведь ничто не происходит из ничего, как
и не уходит в ничто); так и духовное идет же откуда-то.
     5.  Смерть  --  такое  же, как рождение, таинство природы,
соединение из тех же первооснов в те же. ! И нет в  ней  ничего
ни  для  кого  постыдного:  нет  в  ней  для духовного существа
непоследовательности, нет и противоречия с его строением.
     6. Так оно и должно со всей необходимостью  происходить  у
этих  людей; кто не желает этого -- не желает, чтобы смоковница
давала свой сок. И вообще помни, что так мало пройдет  времени,
а уж и ты, и он умрете, а немного еще -- и даже имени вашего не
останется.
     7.  Сними  признание  --  снимается  "обидели меня"; снято
"обидели" -- снята обида.
     8. Что не делает человека хуже самого себя, то и жизнь его
не делает хуже и не вредит ему ни внешне, ни внутренне.
     9. Природа того, что  приносит  пользу,  вынуждена  делать
это.
     10. Что происходит, по справедливости происходит: проследи
тщательно  --  увидишь.  Я  не  о сообразности только говорю, а
именно о справедливости, как если бы некто воздавал всякому  по
достоинству.  Так  следи  же  за этим, как уже начал, что бы ни
делал, делай так, как достойный человек, в том смысле, в  каком
и мыслится достоинство. Сохраняй это в любой деятельности.
     11.  Не  то  признавай,  как судит твой обидчик или как он
хочет, чтобы ты сам судил, а смотри, как оно на деле.
     12. Две готовности надо всегда иметь. Одна: делать  только
то,  что поручает тебе смысл власти и закона на пользу людей. И
еще: перестраиваться, если явится кто-нибудь,  чтобы  поправить
или   переубедить   в   каком-нибудь   мнении.   Только   чтобы
переубеждение   шло   от   некой   достоверности,    будь    то
справедливость  или  общая  польза  или  что-нибудь такое, а не
оттого, что поманила сладость или там слава.
     13. Разум есть у тебя? Есть. Зачем же без него обходишься?
Или чего еще желаешь, когда он делает свое дело?
     14. Как часть в  целом  ты  возник  и  в  породившем  тебя
исчезнешь.   Вернее,   превратившись,   будешь   принят  в  его
осеменяющий разум.
     15. Много комочков ладана на  одном  алтаре.  Один  раньше
упал, другой позже -- вполне безразлично.
     16. Десяти дней не пройдет, и ты богом покажешься тем, для
кого ты   сейчас   зверь!   и  обезьяна,  --  сверни  только  к
основоположениям и к почитанию разума.
     17.  Жить  не  рассчитывая   на   тысячи   лет.   Нависает
неизбежность. Покуда жив, покуда можно -- стань хорош.
     18.  Сколько  досуга выгадывает т
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-