Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
т, кто смотрит не на то,
что сказал, сделал или подумал ближний, а  единственно  на  то,
что  сам  же делает, чтобы оно было справедливо и праведно; и в
достойном человеке не высматривает он темноту нрава,  а  спешит
прямо и без оглядки своим путем.
     19.  Кого  слава  у  потомков волнует, тот не представляет
себе, что всякий, кто его поминает, и сам-то очень скоро умрет,
а следом тот, кто  его  сменит,  и  так  пока  не  погаснет,  в
волнующихся  и  угасающих, всякая память о нем. Ну предположим,
бессмертны были бы воспоминающие и память  бессмертна  --  тебе
что  с  того? Не говорю уж мертвому -- что проку тебе живому от
похвал? или другой у тебя расчет? Ибо некстати ты пренебрегаешь
тем, что сейчас дарует природа, которая получает у  тебя  некий
иной смысл.
     20.  Впрочем, все сколько-нибудь прекрасное прекрасно само
по себе и в себе завершено, не включая в себя похвалу: от хвалы
оно не становится ни хуже, ни лучше. Это я отношу и к тому, что
принято называть  прекрасным,  будь  то  создания  природы  или
искусства,  ибо  воистину  прекрасное  нуждается  ли  в чем? Не
более,  чем  закон,  не  более,  чем  истина,  не  более,   чем
преданность  и  скромность.  Что  из  этого  украсит хвала, что
испортит брань? Изумруд хуже станет, когда не похвалили его?  А
золото  как? слоновая кость, багряница, лира, клинок, цветочек,
деревце?
     21. Если ввек пребывают души, как вмещает их воздух? --  А
как  земля  вмещает тела всех погребенных от века? Подобно тому
как тут превращение и распад  дают  место  другим  мертвым  для
некоего продленного пребывания, так и перешедшие в воздух души,
некоторое   время   сохраняясь,   превращаются,   изливаются  и
воспламеняются, воспринимаемые в осеменяющий  разум  целого,  и
дают  таким  образом  место  вновь  подселяемым.  Вот что можно
отвечать  относительно  предположения,  что   души   пребывают.
Достаточно  представить  себе  не  только множество погребаемых
тел, но и бесчисленных животных, изо дня в день поедаемых  нами
и  другими  животными  --  сколько  их истребляется и некоторым
образом  погребено  в  телах  поедающих,  и  все  же  благодаря
переходу  в  кровь и преобразованиям в воздушное и огненное, то
же место приемлет их. Что значит  здесь  расследование  истины?
Разделение на вещественность и причинность.
     22.   Не   сбиваться:   во   всяком   устремлении   являть
справедливость, во всяком представлении --  беречь  способность
постигать.
     23.  Все  мне пригодно, мир, что угодно тебе; ничто мне не
рано и не поздно, что вовремя тебе, все мне плод, что  приносят
твои,  природа,  сроки.  Все  от  тебя, все в тебе, все к тебе.
Сказал поэт: "Милый Кекропов град", ты ли не скажешь: "О, милый
Зевеса град"?
     24. "Мало твори, коль благоспокойства желаешь". А не лучше
ли необходимое  делать  --   столько,   сколько   решит   разум
общественного  по  природе существа и так, как он решит? Потому
как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только,  но
еще и малого делания. Ведь в большей части того, что мы говорим
и  делаем,  необходимости  нет,  так что если отрезать все это,
станешь  много  свободнее  и  невозмутимее.  Вот  отчего   надо
напоминать  себе всякий раз: "Да точно ли это необходимо?" И не
только действия надо урезать, когда они  не  необходимы,  но  и
представления   --  тогда  не  последуют  за  ними  и  действия
сопутствующие.
     25. Испробуй, не подойдет ли тебе также и жизнь достойного
человека, довольного тем, что он получает  в  удел  от  целого,
довольствующегося     справедливостью     своего    деяния    и
благожелательностью своего душевного склада.
     26. Видел то? ну а теперь это? Не смущай ты себя  --  будь
проще. Кто-то дурно себя повел? -- Ему же дурно. Что-то хорошее
тебе случилось? -- Изначально определено и увязано было мировым
целым  все,  что  с тобой случается. Вообще: жизнь коротка, так
поживись настоящим с благоразумием  и  справедливостью.  Трезво
веселись.
     27.  Либо  стройный  миропорядок,  либо груда, мешанина, и
все-таки миропорядок. Может ли это быть, что в тебе есть  некий
порядок, а в мировом целом одна беспорядочность? И это при том,
что все так и разлито, и различено и единострастно?
     28.   Темный   нрав,   женский  нрав,  жесткий,  звериное,
скотское,   ребячливое,   дурашливое,   показное,    шутовское,
торгашеское, тиранское.
     29.  Если чужой миру тот, кто не знает, что в нем есть, не
менее чужой, кто не ведает, что в  нем  происходит.  Изгнанник,
кто   бежит   гражданского   разумения;  слепец,  кто  близорук
умственным оком; нищ, кто нуждается в чем-то, у кого  при  себе
не  все,  что  нужно для жизни; нарыв на мире, кто отрывается и
отделяет себя от всеобщей природы, сетуя  на  происходящее,  --
ведь  все  это она принос
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-