Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
 надежно  и  точно  выверить  все,  что
выпадает  в  жизни  и  еще  так  смотреть  на это, чтобы заодно
охватывать и то, в каком таком мире и какой прок  оно  дает,  и
какую   ценность  имеет  для  целого,  а  какую  для  человека,
гражданина высочайшего града, перед которым остальные города --
что-то вроде домов. Что оно, из чего соединилось  и  как  долго
длиться  дано  ему  природой  --  тому,  что сейчас создает мое
представление?   И   какая   нужна   здесь    добродетель    --
нестроптивость,     мужество,    честность,    самоограничение,
самодостаточность, верность и прочие.  Вот  почему  всякий  раз
надо  себе  говорить:  это  идет  от  бога,  а  это по жребию и
вплетено в общую такнь, а это так получается или случай, а  это
-- единоплеменника,  родственника  и  сотоварища,  не ведающего
только, чтб тут ему по природе. А я вот ведаю и потому отнесусь
к нему и преданно, и справедливо по естественному закону  нашей
общности.  Вместе  с  тем  в  вещах  средних ищу должную оценку
каждой.
     12. Если будешь, действуя в настоящем, следовать за прямым
разумом  с  рвением,  силой   и   благожелательностью,   и   не
привходящее   что-нибудь,  а  собственного  гения  сохранишь  в
устойчивой чистоте, как будто бы надо  уже  вернуть  его;  если
увяжешь   это,   ничего   не   ожидая   и  ничего  не  избегая,
довольствуясь  в   настоящем   деятельностью   по   природе   и
правдивостью   времен   героических   в  том,  что  говоришь  и
произносишь, --  поведешь  благую  жизнь.  И  нет  никого,  кто
помешал бы этому.
     13.  Как  у  врача!  всегда  под рукой орудия и железки на
случай неожиданного  вмешательства,  так  пусть  у  тебя  будут
наготове  основоположения  для  распознания  дел божественных и
человеческих и для того,  чтобы  даже  и  самое  малое  делать,
памятуя  о  взаимной  связи  того  и  другого. Ведь не сделаешь
ничего человеческого хорошо, не соотнеся это с божественным,  и
наоборот.
     14.  Не  заблуждайся  доле;  не  будешь  ты  читать  своих
заметок, деяний древних римлян и эллинов, выписок из писателей,
которые ты откладывал себе на  старость.  Поспешай-ка  лучше  к
своему  назначению  и,  оставив  пустые надежды, самому себе --
если есть тебе дело до самого себя -- помогай, как можешь.
     15. Они же не знают, сколь  различное  значит  "воровать",
"сеять",  "прицениваться",  "не  беспокоиться",  "смотреть, что
делаешь", что делается не глазами, а неким иным зрением.
     16. Тело, душа, ум; телу -- ощущения, душе -- устремления,
уму --  основоположения.  Впитывать  представления  --  это   и
скотское, дергаться устремлениями, -- и звериное, и двуполое, и
Фаларидово,  и  Нероново.  Руководствоваться  умом, когда нечто
представилось как надлежащее, -- это и для тех, кто в богов  не
верует,  бросает  родину  или  берется  действовать,  разве что
заперев двери. Так вот если остальное  --  общее  с  теми,  кто
назван   выше,  то  свойством  собственно  достойного  человека
остается любить и принимать судьбу и то, что  ему  отмерено,  а
гения,  поселившегося  у  него  внутри, не марать и не оглушать
надоедливыми представлениями, а беречь  его  милостивым,  мирно
следующим  богу,  ничего  не  произносящим  против  правды и не
делающим против справедливости. И если даже не  верят  ему  все
люди,  что  он живет просто, почтительно и благоспокойно, он ни
на кого из них не досадует и не сворачивает с дороги, ведущей к
назначению его  жизни,  куда  надо  прийти  чистым,  спокойным,
легким, приладившимся неприневоленно к своей судьбе.

     ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА

     1.   Главенствующее   внутри,  когда  оно  в  сообразии  с
природой, поворачивается к происходящему так,  что  ему  всегда
легко  перестроиться  на  то,  что  возможно  и  дается ему. Не
склонно  оно  к   какому-нибудь   определенному   веществу,   и
устремляясь к тому, что само же себе с оговоркойпоставило, само
себе делает вещество из того, что выводят ему навстречу, -- так
огонь  одолевает  то, что в него подбрасывают; малый светильник
от этого угас бы, а яркий огонь скоро усвояет себе то, что  ему
подносят, берет себе на потребу и отсюда-то набирает силу.
     2. Не делай ничего наугад, а только по правилам искусства.
     3.  Ищут  себе  уединения в глуши, у берега моря, в горах.
Вот и ты об этом тоскуешь. Только как  уж  по-обывательски  все
это,  когда  можно  пожелать  только  и сей же час уединиться в
себе. А нигде человек не уединяется тише и покойнее, чем у себя
в душе, особенно если внутри у него то, на что чуть взглянув он
сразу  же  обретает  совершеннейшую  благоустроенность  --  под
благоустроенностью    я    разумею    не    что    иное,    как
благоупорядоченность.  Вот  и  давай   себе   постоянно   такое
уединение  и  обновляй себя. И пусть кратким и основополагающим
будет то, что, едва выйдя навстречу, всю ее  омоет  и  отпустит
тебя уже не сет
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-