Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
озади и впереди, бессилие
всякого вещества.
     8. Сквозь  кожуру  созерцать  причинностное,  отнесенность
деяний.  Что боль, наслаждение; что смерть, слава. Кто виноват,
если лишил себя досуга. Что никому другой не помеха. Что все --
признание.
     9.  А  распоряжаться   основоположениями   надо,   как   в
двоеборье, не как гладиаторы, потому что тот кладет меч, орудие
свое, и вновь берет, а у этого рука при себе, и ничего не надо,
знай действуй.
     10.  На  такие  дела  смотреть,  разделяя  их на вещество,
причинное, соотнесенность.
     11. О том, какова власть человека не делать ничего,  кроме
такого,  что будет одобрено богом, и принимать все, что бог ему
уделяет. Сообразно с природой.
     12. Ни на богов нельзя сетовать (они-то  не  погрешают  ни
вольно,  ни  невольно), ни на людей (эти не иначе, как невольно
). Сетовать, выходит, не на кого.
     13. Как смешон и странен, кто изумляется  чему  бы  то  ни
было, что происходит в жизни.
     14.  Либо  судьба с ее необходимостью и нерушимый порядок,
либо   милостивый   промысл,   либо   беспорядочная    мешанина
случайного.  Так  вот,  если  нерушимая  необходимость  --  что
противишься ей? если промысл,  допускающий  умилостивление,  --
будь  достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем
мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий
ум. И если понесут  тебя  волны,  пусть  твое  тело  несут  или
дыхание и прочее -- ума не унесут.
     15.  Или  пламя светильника светит, пока не погасят его, и
не теряет сияния,  а  истина,  что  в  тебе,  справедливость  и
благоразумие -- угаснут прежде?
     16. Если кто наводит на представление, будто погрешает: да
точно  ли я знаю, что это погрешение? А если и погрешил, то сам
же свершил над собой суд; и как это похоже на  то,  чтобы  себе
самому  выцарапал  глаза.  И  еще:  кто  не хочет, чтобы дурной
погрешал, похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок  смоква
на смоковнице, чтобы младенцы не ревели, не ржал конь, и прочие
неизбежности.  Ну  а  что  ему делать, раз состояние его такое?
Состояние излечи, если ты такой дошлый.
     17. Не надлежит -- не делай; не правда -- не говори. Пусть
твое устремление будет устойчиво во всем.
     18. Всегда смотреть так:  а  что  оно  такое  --  то,  что
производит  твое  представление, и разворачивать его, расчленяя
на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в  пределах
которого должно будет ему прекратиться.
     19.  Почувствуй  же  наконец,  что есть в тебе нечто более
мощное и божественное,  чем  то,  что  страсти  производит  или
вообще  тебя  дергает.  Каково сейчас мое разумение? страха нет
ли? подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?
     20. Во-первых, без произвола  и  с  соотнесением.  Второе,
чтобы   это   не   возводилось   к   чему-либо   другому  кроме
общественного назначения.
     21. Что немного еще, и будешь никто и нигде,  как  и  все,
что  теперь видишь, и все, кто теперь живет. Ибо от природы все
создано для превращений,  обращений  и  гибели,  чтобы  по  нем
рождалось другое.
     22.  Что  все  -- от признания, а оно от тебя зависит. Так
вот, сними, когда захочешь, признание -- и все, как у того, кто
в море зашел за выступ:
     тишина, спокойствие, ровные воды залива.
     23. В  отдельности  любая  деятельность,  если  она  часом
прекращена,   ничуть   не  страдает  постольку,  поскольку  она
прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак не  пострадал
постольку,   поскольку   оно   прекратилось.  Точно  так  же  и
совокупность всех деяний, каковой  является  наша  жизнь,  если
прекратится  в  свой  час,  то  никак  не  страдает  постольку,
поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час эту
цепочку, не получил зла в своем укладе. А  час  и  предел  дает
природа,  иногда  собственная,  если в старости, и уж всегда --
общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным
и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что  полезно
целому. Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно
не  постыдно,  раз  не  по  нашему  выбору и необщественного не
содержит. А благо  оно  потому,  что  своевременно  и  приносит
пользу  целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто
несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.
     24. Держать под рукой тройственное. Применительно к  тому,
что  делаешь:  не  наугад  ли и не иначе ли, чем делала бы сама
правда? А применительно к приходящему извне  --  что  оно  либо
случайно,  либо  от  промысла,  и  что нельзя ни на случайность
сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что:  каково  все  от
семени  до  одушевления  и  от  одушевления до того, как отдаст
душу, и смешение из чего здесь и распад во  что.  Третье:  если
вознесяс
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-