|
39. Сократ говорил: Хотите ли, чтобы в вас была душа
разумных или неразумных? -- Разумных. А каких разумных,
здоровых или негодных? -- Здоровых. Что же вы этого не ищете?
-- Обладаем. -- Откуда же тогда ваш раздор и небезразличие?
ДВЕНАДЦАТАЯ КНИГА
1. Все, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сей
час твоим, если к себе же не будешь скуп, то есть если оставишь
все прошлое, будущее поручишь промыслу и единственно с
настоящим станешь справляться праведно и справедливо. Праведно
-- это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа
принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо -- это
благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по
закону и по достоинству. И пусть не помешает тебе ни порок
чужой, ни признание, ни речи, ни, конечно же, ощущения этой
нарощенной тобою плоти -- страдает, так ее забота. И когда бы
ни предстоял тебе выход -- если ты оставишь все остальное и,
почитая единственно свое ведущее и то, что в тебе
божественного, не того станешь бояться, что надо когда-то
прекратить жизнь, а что так и не начнешь никогда жить по
природе, тогда будешь ты человек, достойный своего
родителя-мира, а не чужестранец в своем отечестве, изумляющийся
как неожиданности тому, что происходит изо дня в день, и от
всякой всячины зависящий.
2. Бог всякое ведущее видит помимо вещественного сосуда,
кожуры, нечистоты. Ведь своим единственным умом он касается
того, что туда единственно из него истекло и изведено. Так вот,
если и ты приучишься это делать, избавишься от немалого
напряжения. Ибо кто не смотрит на облекающие нас телеса,
неужели станет терять время, рассматривая одежду, дом, славу,
всю эту обстановку и театр?
3. Три вещи, из которых ты состоишь: тело, дыханье, ум. Из
них только третье собственно твое, остальные твои лишь в той
мере, в какой надо тебе о них заботиться. Если отделишь это от
себя, то есть от своего разумения, все прочее, что они говорят
или делают, или все, что ты сам сделал или сказал, и все, что
смущает тебя как грядущее, и все, что является без твоего
выбора от облекающего тебя тела или прирожденного ему дыхания,
и все, что извне приносит вокруг тебя крутящийся водоворот, так
чтобы изъятая из-под власти судьбы умственная сила жила чисто и
отрешенно сама собой, творя справедливость, желая того, что
выпадает, и высказывая правду; если отделишь -- говорю я -- от
ведущего то, что увязалось за ним по пристрастию, а в отношении
времени то, что будет и что уже было, и сделаешь себя похожим
на Эмпедоклов "сфер округленный, покоем своим и в движении
гордый" и будешь упражняться единственно в том, чтобы жить, чем
живешь, иначе говоря, настоящим, -- тогда хоть оставшееся-то
тебе до смерти можно прожить невозмутимо и смело, в мире со
своим гением.
4. Я часто изумлялся, как это всякий себя больше всех
любит, а свое признание о себе же самом ставит ниже чужого. Вот
если бы бог стал с кем-нибудь рядом или проницательный учитель
и велели бы ничего не думать и не помышлять без того, чтобы,
чуть осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и
дня не выдержит. Значит мы больше, чем самих себя, почитаем,
что там про нас думают ближние.
5. Как же это боги, устроившие все прекрасно и
человеколюбиво, не усмотрели единственно того, что некоторые
люди -- притом самые надежные, как бы вверившие божеству
наибольшие залоги и столь сжившиеся с божеством своими
праведными делами и священнодействиями -- как только умрут
однажды, больше уж не родятся, а угасают всесовершенно? Так
вот, ежели оно и так, знай, что если бы надо было, чтоб было
как-нибудь иначе, то они бы так и сделали. Потому что если бы
это было справедливо, то было бы и возможно; и если бы по
природе было, принесла бы это природа. А что это не так, если
уж оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так.
Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь мы
с богами так не разговаривали бы, не будь они наилучшими и
наисправедливейшими. А если так, они вряд ли в мироуст-роении
пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.
6. Упражняйся, хоть и не думаешь преуспеть. Вот и левая
рука, во всем прочем по непривычке праздная, узду держит крепче
правой -- к этому приучена.
7. Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит смерть;
про краткость жизни, зев вечности
|
|