|
на небо в высь глянешь на людское, увидишь, какая тут
поворотливость, а вместе и то приметишь, какова заселенность
воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь
одно -- кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!
25. Выбрось признание -- и спасен. А где тот, кто мешает
выбрасывать?
26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит,
позабыл, что все происходит по природе целого и что погрешность
-- чужая, а еще о том, что все происходящее всегда так
происходило, будет происходить и повсюду происходит сейчас; о
том, каково родство человека со всем человеческим родом -- тут
не кровь и не семя, а общность разума. И о том еще позабыл ты,
что разум каждого -- бог, и проистек оттуда; о том, что ни у
кого ничего нет собственного, но и ребенок твой, и твое тело,
да и сама-то душа оттуда пришла; о том, что все признание; о
том, что всякий жив только в настоящем и только его теряет.
27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на
что-нибудь; тех, кто дошел до верха в великих успехах,
несчастьях, ненависти или другой какой-нибудь судьбе. Затем
посмотреть: теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не
слова. Пусть и всякое такое подумается, вроде как Фабий
Катуллин в деревне, Лузий Луп в садах, Стертиний в Байях, и
Тиберий на Капри, и Велий Руф и вообще всякое небезразличие из
пустых мнений; и как недорого стоит вся эта напряженность, и
насколько достойнее философа при данной вещественности являть
себя просто справедливым, здравомысленным, следующим богу.
Потому что нет хуже, чем ослепление, неослепительно
ослепленное.
28. Любопытствующим: "где ты богов видел и откуда взял,
что существуют они, чтобы так их почитать?" Ну, во-первых, и
глазами можно их видеть. Кроме того, я и души своей не видал, а
ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю
силу их, чрез то постигаю, что они существуют, и вот
благоговею.
29. Спасение жизни -- всякую вещь рассматривать вполне,
что она есть и что в ней вещественное, а что причинное. И от
всей души поступать справедливо и правдиво говорить. Что
остается, кроме как вкусить жизни человека, связующего одно
благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними
не оставалось?
30. Един свет солнца, хоть и загораживают его стены, горы,
тысячи других вещей. Едино общее естество, хоть и перегорожено
тысячами качественно различных тел. Едина душа, хоть и на
тысячи разгорожена пород и особых черт. Едина разумная душа,
хоть и кажется, что разделена. Так вот, одна часть упомянутого,
как дыхание и предметы, бесчувственны и не расположены друг к
другу, но даже и в них есть ум и тяготение к одному и тому же.
А уж разумная тяга возникает особенно к единоплеменному, и
установившись, не преграждается общестрастие.
31. Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать?
устремляться? вырасти? и вновь перестать? разговаривать?
раздумывать? Что тебе тут кажется достойным грусти, чтобы
тосковать о нем? Если же порознь презирать все это легко, то
напоследок подойди к тому, чтобы следовать разуму и богу. Но
противоречит такому почитанию досада, что вот из-за смерти
лишишься всего этого.
32. Какая доля беспредельной и зияющей вечности уделена
судьбой каждому, раз так скоро она исчезает в вечности? А
целого естества какая часть и какая от души в целом? От целой
земли на каком клочке ты бродишь? Подумай обо всем этом и
считай только то великим, чтобы поступать, как ведет тебя твоя
природа, а что общая природа приносит, то сносить.
33. Как распоряжается собой ведущее? Ведь в этом все. А
остальное, либо оно по твоему выбору, либо без выбора --
мертвое, дым.
34. Презрение к смерти сильно подкрепляется тем, что и те,
кто считает наслаждение благом, а боль злом, смерть все-таки
презирали.
35. Кому своевременность -- единственное благо, для кого
равно, совершить ли больше деяний сообразно с прямым разумом
или же меньше; кому безразлично, созерцать ли мир большее или
меньшее время, тому не страшна и смерть.
36. Человек! Ты был гражданин этого великого града.
Неужели небезразлично тебе, что не пять лет, раз сообразие с
законом у всех равно? Что же тут страшного, если тебя высылает
из города не деспот, не судья неправедный, но введшая тебя
природа? Словно комедианта отзывает с подмостков занявшийся им
претор. "Но я же сыграл не все пять частей. три только". --
Превосходно; значит в твоей жизни всего три действия. Потому
что свершения определяет тот, кто прежде был причиной
соединения, а теперь распадения, и не в тебе причина как того,
так и другого. Так уходи же кротко, ведь и тот, кто тебя
отзывает, кроток.
|
|