Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
  по земле развевает. . . Так человеки. . . " Вот и
дети твои -- листва. Все то, что так убедительно шумит о тебе и
тебя славит  или,  напротив,  проклинает,  или  еще  исподтишка
хулит,  насмехается  --  тоже листва. Такая же листва и то, что
должно перенять молву о тебе. Ибо все они "в весенню  рождаются
пору", а там сорвет их ветер, и вот в лесах вещества вместо них
растут  уже  другие.  Ну  а  недолговечность у всех одна, ты же
гонишься или избегаешь всего так, словно оно вечное. Немного --
и прикроешь глазки, а уж  того,  кто  похоронит  тебя,  оплачет
другой.
     35.  Здоровому  глазу надо глядеть на все, что зримо, а не
говорить "Зеленого мне!" Ибо это для больного глазами.  И  слух
здоровый,  и  обоняние  должны  быть  готовы  что бы то ни было
слушать и обонять. И желудку здоровому относиться к любой снеди
так, как жернов ко всему, что ведено ему  перемалывать  по  его
устроению. Точно так же и здоровое разумение должно быть готово
ко  всему,  что  происходит;  если же оно говорит: "Дети были б
здоровы" или "Пусть все хвалят все, что я делаю", так это глаз,
ищущий зеленого, или зуб -- нежного.
     36. Нет такого счастливца, чтобы по смерти его  не  стояли
рядом   люди,   которым   приятна   случившаяся  беда.  Был  он
положителен, мудр -- так разве не найдется кто-нибудь, кто  про
себя на прощанье скажет: "наконец отдохну от этого воспитателя.
Он,  правда, никому не досаждал, но я-то чувствовал, что втайне
он нас осуждает". Это о человеке положительном. А в нас сколько
всякого, из-за чего многие мечтают распроститься  с  нами!  Ты,
как   будешь  умирать,  помысли  об  этом;  легче  будет  уйти,
рассуждая так: ухожу из жизни, в  которой  мои  же  сотоварищи,
ради  которых  я столько боролся, молился, мучился, и те хотят,
чтобы я ушел, надеясь, верно, и в этом найти себе  какое-нибудь
удобство.  Что  ж хвататься за дальнейшее здесь пребывание? Ты,
конечно, не будь из-за этого  менее  благожелателен  к  ним,  а
сохрани  свой  нрав  и уходи другом их, преданным и кротким. Но
конечно и не так, будто тебя оттаскивают; нет, как у того,  кто
умирает  тихо, душа легко выпрастывается из тела, таково должно
быть удаление от этих людей. Ведь и  с  ними  природа  связала,
соединила,  а  теперь,  значит, отвязывает. Я и отвяжусь как от
близких, однако, не упираясь, не приневоленно, потому что и это
по природе.
     37.  Приучись,  что  бы  кто  ни  делал,  по   возможности
спрашивать  себя:  куда  ж он метит? А начинай с себя, и прежде
всех себя изучай.
     38. Помни: приводящее в движение  --  это  то,  спрятанное
внутри;  это  там  убедительное  слово,  там жизнь, там, скажем
прямо, человек. Никогда не мысли заодно с  ним  облекающий  его
сосуд  и эти прилепленные к нему орудия -- они вполне похожи на
тесала; то и отличие, что приросли.  Потому  что  вне  причины,
управляющей  их движением или покоем, эти доли много ли ценнее,
чем игла ткачихи, тростинка писца или кнут возницы?

     ОДИННАДЦАТАЯ КНИГА

     1.  Свойства  разумной  души:  самое  себя   видит,   себя
расчисляет,  делает  себя такой, какой хочет, плод свой сама же
пожинает (ведь плоды растений и то, что соответствует  этому  у
животных, пожинают другие), приходит к своему назначению, когда
бы  ни  поставлен  был  предел  жизни. Тут не то, что в пляске,
лицедействе или еще в чем-нибудь таком: вмешается что-нибудь --
и все действо не завершено. Нет, в любой части и где бы  ее  ни
захватили,  она  делает  полным  и самодостаточным то, что сама
себе положила, как будто говорит: что мое, то при  мне.  А  еще
она   обходит  весь  мир  и  пустоту,  его  окружающую,  и  его
очертания, распространяется на бесконечность времен,  вмещая  в
себя  и  всеобщие  возрождения  после  кругообращений; и их она
охватывает,  обдумывает  и  узревает,  что  не  увидят   ничего
особенно  затейливого  те,  кто после нас, как не видали ничего
особенно хитрого те, кто были до нас. Нет,  сорокалетний,  если
есть  в  нем сколько-нибудь ума, благодаря единообразию так или
иначе все уже видел, что было и будет. Свойственны  также  душе
разумной  и любовь к ближнему, и правда, и стыд, и то, чтобы не
предпочитать ничего себе самой, как это свойственно  и  закону.
Ничуть,  таким  образом,  не  различаются прямой разум и прямая
справедливость.
     2. Пренебрежешь песней  прелестной,  пляской,  двоеборьем,
если  разделишь  цельное звучание на отдельные звуки и о каждом
спросишь  себя:  что,  действительно  он  тебя  покоряет?  Ведь
отвернешься  же! Вот и с пляской так, во всяком ее движении или
положениях; то же и  с  двоеборьем.  В  целом:  за  исключением
добродетели и того, что от нее происходит. не забывай спешить к
составляющим,  а  выделив их, приходить к пренебрежению. Это же
переноси на жизнь вообще.
     3.  Какова  душа,  которая  готова,  когда   надо   будет,
отрешиться  от  тела,  то  есть либо угаснуть, либо рассеяться,
либо пребыть.  И  чтобы  готовность  эта  шла  от  собственного
суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, -- нет,
обдуманно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-