|
-- сарматов. А не насильники ли они все, если
разобрать их основоположения?
11. Как все превращается в другое, к созерцанию этого
найди подход и держись его постоянно, и упражняйся по этой
части, потому что ничто так не способствует высоте духа.
Высвободился из тела и тот, кто сообразив, что вот-вот придется
оставить все это и уйти от человеческого, отдался всецело
справедливости в том, в чем собственная его деятельность, а в
прочем, что случается, -- природе целого. А кто о нем скажет
или что за ним признает, или сделает против него, этого он и в
ум не берет, довольствуясь следующими двумя вещами: ныне по
справедливости действовать, и ныне ему уделяемое -- любить. А
всякую суету и старания он отбросил и ничего не желает кроме
того, чтоб, следуя закону, шествовать прямо и, шествуя прямо,
следовать богу.
12. Что нужды разгадывать, когда можно рассмотреть, что
надо сделать; и если усматриваешь, то ступать вперед
благожелательно, безоглядочно, а если не усматриваешь, то
подождать и прибегнуть к тем, кто лучше других посоветует; а
если другое что-нибудь этому мешает, то, исходя из наличного,
подвигаться вперед рассудительно, держась того, что
представляется справедливым. Ибо лучшее -- достигать этого, и
пусть неудача будет для тебя только в этом. Покойное и вместе
подвижное, легкое и вместе стойкое -- таков тот, кто во всем
следует разуму.
13. Спрашивать себя сразу по пробуждении от сна:
безразлично ли тебе будет, чтобы другой был справедлив и хорош?
-- Будет безразлично. А не забыл ты, что эти вот люди,
напыщенно раздающие похвалы и хулу другим, таковы вот на ложе и
за столом, и что они делают, чего избегают, за чем гонятся, что
воруют, а то и грабят -- не руками-ногами, а драгоценнейшей
своей частью, в которой, если она того захочет, являются
верность, стыд, правда, закон и добрый гений.
14. Природе, дающей все и все забирающей, человек
воспитанный и скромный говорит: дай, что хочешь; бери что
хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего лишь и
преданно.
15. Невелико уже то, что осталось. Живи будто на горе,
потому что все едино -- там ли, здесь ли, раз уж повсюду
город-мир. Пусть увидят, узнают люди, что такое истинный
человек, живущий по природе. А не терпят, пусть убьют -- все
лучше, чем так жить.
16. Больше вообще не рассуждать, каков он -- достойный
человек, но таким быть.
17. Упорно представлять себе всю вечность и все естество,
и что все отдельное по сравнению с естеством -- зернышко, а по
времени -- поворот сверла.
18. Останавливаясь на всяком предмете, понимать, что он
уже распадается, превращается и находится как бы в гниении и
рассеянии; или, как всякая вещь, родится, чтобы умирать.
19. Каковы те, кто ест, спит, покрывает, испражняется и
прочее; затем, каковы самовластные, горделивые, досадующие,
порицающие свысока -- а ведь немного перед тем, чему они только
не рабствовали, и чего ради; и как немного спустя при том же
будут.
20. Каждому благодатно то, что дает общая природа, и тогда
благодатно, когда дает.
21. "Жаждет влаги земля, жаждет высокий эфир" -- а мир
жаждет сделать то, чему суждено стать. Вот я и говорю миру, что
жажду и я с тобою. Не потому ли вместо "обычно делает" говорят
"любит он это делать"?
22. Либо ты живешь здесь и уже привык, либо уходишь отсюда
и этого захотел; либо умираешь и уже отслужил. Кроме этого --
ничего. Благоспокойствуй.
23. Пусть тебе всегда ясно будет, что поле -- оно вот
такое, и каким образом все, что здесь -- то же, что и на
вершине горы, на берегу моря и где угодно. Увидишь, что все
совершенно как у Платона: устроил -- говорит -- себе загон на
горе и доит блеющих.
24. Ведущее -- что у меня? и каким я же его сейчас делаю,
и на что такое сейчас его употребляю? есть ли в нем
сколько-нибудь ума? не отрешилось ли оно, не оторвано ли от
общества? не растеклось, не смешалось ли оно с этой плотью
настолько, чтобы следовать ее разворотам.
25. Кто бежит от хозяина -- беглый раб. А закон это
хозяин, и беглый раб тот, кто его преступает. Так же и тот, кто
опечален, кто сердится и кто опасается чего-то, что стало,
становится, станет -- чего-то, что повелел тот, кто управляет
всем, а ведь это закон, раз в нем концы всего, что кому
уделено. И следовательно, тот, кто опасается, печалится или
сердится -- беглый раб.
26. Бросил семя в лоно и отошел, а там уж другая причина
берется действовать, и является дитя. Из чего -- какое! Или
пищу, бросил в глотку, а там уж другая причина берется
производить ощущения, устремления и вообще жизнь, силу и
сколько еще всякого. Вот и рассматривать это столь прикровенно
происшедшее и силу эту видеть так же, как ту, что гнетет к
земле или вын
|
|