|
всем природам, а
мировой особенно, потому что никакая внешняя причина не
понуждает ее рождать что-либо ей же вредное. Так вот, памятуя,
что я часть такого целого, все, что происходит -- приму как
благо. Ну а поскольку природно я расположен к частям мне
единородным, не стану делать ничего необщественного --
напротив, скорее буду вникать в тех, кто мне единороден, и
обращу всякое свое устремление к общей пользе, а от противного
отвращу сь. И если все идет таким образом, жизнь непременно
станет благотекущей -- точно так, как мыслится благотекущая
жизнь гражданина, шествующего делами, полезными для сограждан,
и принимающего все, что ни уделит ему город.
7. Частям целого, говорю я, всем, что объемлются
мирозданием, погибать -- неизбежно. Пусть мы так скажем вместо
"изменяться". Так вот, говорю я, если это беда и неизбежность,
то целое, пожалуй, нехорошо повело дело, раз части переходят в
иное, а устроены были небезразлично к тому, чтобы погибать.
Природа, значит, сама предприняла злое для своих же частей,
сотворила их подверженными злу и ввергнутыми в него с
неизбежностью; или не усмотрела, как нечто такое произошло, --
невероятно ни то, ни другое. А если кто откажется от природы и
вместе с тем будет толковать, что все это лишь естественно, то
и этак смешно: говорить, что естественно частям целого
превращаться, и тут же изумляться и негодовать на что-нибудь,
как если бы оно было нечто противное природе, и это при том,
что распадается всякая вещь на то, из чего составлена. А ведь
либо рассеяние первостихий, из которых я составлен, либо
обращение твердого в земляное, а всякого дыхания в воздушное,
так что и они приемлются в разум целого, которое то ли
испламеняется в кругообращениях, то ли обновляется в вечном
обмене. Не представляй себе ни твердое, ни дыхание как нечто
первородное, потому что все это стеклось не то вчера, не то
третьего дня из пищи и втягиваемого воздуха. Превращается,
значит, то, что получено, а не то, что мать родила. Предположи
другое -- слишком свяжет тебя с частными свойствами, которые,
пожалуй, ничего не стоят рядом с тем, о чем мы здесь говорим.
8. Положив себе эти имена: добротный, достойный,
доподлинный; осмысленный, единомысленный, свободомысленный, --
смотри, держись, не переименовывайся, не нарушай их и поскорее
к ним восходи. Помни, что осмысленность означала у тебя
проницательное рассмотрение всякой вещи и нерассеянность;
единомыслие -- добровольное приятие того, что уделяет общая
природа; свободомыслие -- свободу мыслящей части от гладкого
или шероховатого движения плоти, от славы, смерти и прочее. Так
вот, если соблюдешь себя при этих именах, ничуть не цепляясь за
то, чтобы и другие называли вещи так же, и сам будешь другой, и
вступишь в другую жизнь. Потому что быть и дальше таким, каким
ты был до сих пор, и в такой жизни мотаться и мараться -- это в
пору разве что бесчувственному и жизнелюбцу вроде тех
полурастерзанных борцов, которые изранены зверьми, изгрызаны, а
все-таки просят, чтобы их оставили до завтра и в таком же виде
бросили в те же когти и в ту же пасть. Нет, ты взойди на
немногие эти имена и если можешь стоять на них, стой, подобный
тому, кто переселился на острова блаженных; ну а почувствуешь,
что соскальзываешь и что не довольно в тебе сил, спокойно зайди
в какой-нибудь закоулок, какой тебе по силам, а то и совсем
уйди из жизни -- без гнева, просто, благородно и скромно, хоть
одно это деяние свершив в жизни, чтобы вот так уйти. А помнить
эти имена тебе очень поможет, если будешь помнить богов, и как
они не того хотят, чтоб угодничали перед ними, а того, чтобы
уподоблялось им все разумное. И чтобы смоковница делала, что
положено смоковнице, собака -- что собаке, пчела -- что пчеле,
человек -- что человеку.
9. Балаган, сеча, перепуг, оцепенелость, рабство -- и день
за днем будут стираться те священные основоположения, которые
ты как наблюдатель природы представил себе и принял. А пора уж
тебе так на все смотреть и так делать, чтобы сразу и с
обстоятельствами справляться, как надо, и созерцание
осуществлять, и уверенность, рождающуюся из знания всяческих
вещей, хранить сокрытой, а не скрытничать. Нет, когда ты
вкусишь простоты? когда значительности? когда распознания во
всяком деле, что оно по естеству, каково его место в мире и на
какое время оно рождено природой, из чего состоит, благодаря
чему способно существовать и какие силы могут и давать его, и
отнимать?
10. Паук изловил муху и горд, другой кто -- зайца, третий
выловил мережей сардину, четвертый, скажем, вепря, еще кто-то
медведей, ино
|
|