|
венной причине, от которой происходит со всеми все; и к
другим людям.
28. Страдание либо телу зло -- пусть тогда само заявит;
либо душе. Но в ее власти сохранить ясность и тишину и не
признавать, что зло. Ибо всякое суждение, а вместе и
стремление, желание или уклонение находятся внутри, и никакое
зло сюда не подымается.
29. Стирай представления, упорно повторяя себе: сейчас в
моей власти, чтобы в этой душе не было никакой низости, или
вожделения, или вообще какого-нибудь смятения. Нет,
рассматривая все, каково оно есть, всем распоряжаюсь по
достоинству. Помни об этой от природы данной власти.
30. И в сенате, и с кем угодно вести беседу
благопристойно, не вычурно -- здравой пусть будет речь.
31. Двор Августа, жена, дочь, внуки, пасынки, сестра,
Агриппа, родственники, домашние, друзья, Арий, Меценат, врачи,
жрецы-гадатели -- смерть всего этого двора. Потом переходи к
другим и не так, чтобы смерть людей по отдельности, а вроде как
Помпеи. А еще то, что пишут на памятниках: Последний в роду.
Прикинуть, сколько терзаний было у предков о каком-нибудь
наследнике, а потом и то, что должен же кто-нибудь быть
последним. А потом опять смерть всего рода.
32. Надо складывать жизнь от деяния к деянию, и если
каждое получает, по возможности, свое, этим довольствоваться. А
чтобы оно свое получило, никто тебе воспрепятствовать не может.
-- Станет внешнее что-нибудь на пути. -- Так ведь против
"справедливо", "здравомысленно", "рассудительно" это ничто. А
если и воспрепятствует чему-нибудь действенному, то самым
благорасположением к этому препятствию и благожелательностью
перехода к тому, что налицо, тотчас навстречу выступит другое
действие, прилаженное к тому распорядку, о котором речь.
33. Брать без ослепления, расставаться с легкостью.
34. Видал ты когда-нибудь отрубленную руку, или ногу, или
отрезанную голову, лежащую где-то в стороне от остального тела?
Таким делает себя -- в меру собственных сил -- тот, кто не
желает происходящего и сам же себя отщепляет или творит
что-нибудь противное общности. Вот и лежишь ты где-то в стороне
от природного единения, ты, который родился как часть его, а
теперь сам себя отрубил. Но вот в чем здесь тонкость: можно
тебе воссоединиться снова. Этого бог не позволил никакой другой
части, чтобы сперва отделиться и отсечься, а потом сойтись. Ты
посмотри, как это хорошо он почтил человека: дал ему власть
вовсе не порывать с целым, а если порвет, то дал прийти
обратно, срастись и снова стать частью целого.
35. Вообще по своим способностям всякое разумное существо
-- примерно то же, что природа разумных существ. Вот и это мы
от нее взяли: как она включает все, что становится на пути или
против идет, вмещает это в свою судьбу и делает частью себя
самой, так и разумное существо может всякое препятствие сделать
собственным материалом и распоряжаться им по исходному
устремлению.
36. Пусть не смущает тебя представление о жизни в целом.
Не раздумывай, сколько еще и как суждено, наверное, потрудиться
впоследствии. Нет, лучше спрашивай себя в каждом отдельном
случае: что непереносимого и несносного в этом деле? Стыдно
будет признаться! А потом напомни себе, что не будущее тебя
гнетет и не прошлое, а всегда одно настоящее. И как оно
умаляется, если определишь его границу, а мысль свою изобличишь
в том, что она такой малости не может выдержать.
37. Что, сидит ли у могилы своего господина Панфия или
Перга м? Или, может, Хабрий и Диотим у Адриана?! -- Смешно. Ну
а сидели бы, так те бы чувствовали? ну а почувствовали бы, так
и возрадовались? а возрадовались бы, так бессмертны бы стали?
Не суждено разве было и этим сперва сделаться старухами и
стариками, а там и умереть? и что же делать тем после того, как
умерли эти? Все это мешок смрада и грязи.
38. Если способен остро смотреть, смотри, как сказано, с
суждением, взглядом мудрости.
39. Не вижу в устроении разумного существа тон
добродетели, которая противостояла бы справедливости; а вот
наслаждению -- вижу: воздержность.
40. Не признаешь того, что, казалось, причиняет тебе
печаль, и вот сам ты уже в полной безопасности. -- Кто это сам?
-- Разум. -- Так я же не разум. -- Будь. И пусть разум себя
самого не печалит. А если чему-нибудь там у тебя плохо, пусть
оно само за себя признается.
41. Помеха в ощущениях -- беда животной природы. Помеха
устремлению также беда животной природы. Знает такие помехи и
беды также и растительное устроение. Вот и помеха разуму --
беда разумной природы. Все это переноси на себя. Боль,
наслаждени
|
|