Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
еского и божественного.  Ибо  все,  что
случается, с богом или человеком -- по их расположению, и нет в
нем ничего нового или несподручного, а все знакомо и исполнимо.
     69.  Совершенство  характера  -- это то, чтобы всякий день
проводить  как  последний,  не  возбуждаться,  не  коснеть,  не
притворяться.
     70. Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую
вечность  терпеть  вечно  великое  множество прескверных людей;
более того, боги  всячески  о  них  заботятся;  а  ты,  который
вот-вот прекратишься, зарекаешься -- ты, из скверных один.
     71.  Смешно  это: собственной порочности не избегать, хоть
это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно.
     72.  Что  разумная  и  гражданственная  сила  находит   не
духовным  и  не общественным, то она по праву считает весьма ей
уступающим.
     73. Ты сделал добро, другому -- сделано добро. Что же  ты,
как  безумец,  ищешь  что-то  третье  сверх  этого? чтобы еще и
знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?
     74.  Благодетельствуемый  не  устает.   Благодеяние   есть
деяние,    согласное   с   природой.   Так   не   уставай   же,
благодетельствуя, благодетельствовать себе.
     75. Природа целого устремилась к  миропорядку.  И  теперь,
что  ни  происходит, либо происходит последственно, либо лишено
всякого  смысла  даже  и  самое  главное,  к  чему   собственно
устремляется  всемирное  ведущее.  Вспомнишь  это, и много тише
будет у тебя на душе.

     ВОСЬМАЯ КНИГА

     1. Против тщеславия еще и то помогает, что  уж  не  можешь
сказать,  будто  прожил как философ всю жизнь или хоть с юности
-- нет, и людям, и тебе  самому  явственно,  что  далек  ты  от
философии. Ты погряз, и теперь нелегко снискать славу философа,
да  и  положение  ничуть  не способствует. А потому, если ты по
правде увидел, в чем дело, так уж оставь то,  каков  покажешься
другим;   довольно  тебе,  если  проживешь,  сколько  тебе  там
остается, так, как хочет твоя природа. Вот  и  рассмотри,  чего
она  хочет,  и пусть ничто другое тебя не трогает -- изведал же
ты, как после стольких блужданий ты нигде не  обрел  счастливой
жизни:  ни  в  умозаключениях, ни в богатстве, ни в славе, ни в
удовольствии -- нигде. Тогда где ж она? В  том,  чтобы  делать,
чего  ищет  природа  человека. А как ему сделать это? Держаться
основоположений,  из  которых  устремления  и   деяния.   Каких
основоположений?  О  добре и зле: нет человеку добра в том, что
не  делает  его  справедливым,  здравомысленным,  мужественным,
свободным,   и   никакого   нет   зла  в  том,  что  не  делает
противоположного этому.
     2. При всяком деяний спрашивай себя: подходит ли оно  мне?
не  раскаюсь  ли? Немного -- и все кончено, и не станет ничего.
Так чего же еще  искать,  кроме  нынешнего  дела  для  существа
разумного, общественного и равноправного с богом?
     3.  Но Александр, Гай, Помпеи -- что они рядом с Диогеном,
Гераклитом, Сократом? Эти видели вещи, их причины и вещество, и
ведущее   их   оставалось   самим   собой;   а   там,   сколько
прозорливости, столько же и рабства.
     4.  5.  Что  они  будут  делать все то же, хоть разорвись.
Во-первых, уйди от смятения, потому что все по природе  целого,
и  в  скором  времени  будешь  никто  и  нигде, как Адриан, как
Август.  А  потом:  уставившись  на  дело,  на  него  гляди  и,
припомнив,  что  должно  тебе  быть  человеком достойным и чего
требует от человека природа, делай это без  оглядок  и  говори,
как   представляется   тебе   всего   справедливее   --  только
доброжелательно, совестливо, непритворно.
     6. Природа целого  занята  тем,  чтобы  переложить  отсюда
туда,  превратить,  оттуда взять, сюда принести; одни развороты
-- небывалого не опасайся; все привычно, да и равны уделы.
     7. Всякая природа довольна, когда шествует благим путем. А
разумная природа шествует благим путем, когда не дает  согласия
на   ложное  или  неявственное  в  представлениях,  устремления
направляет только на деяния общественные, а желания и уклонения
оставила при том, что зависит только  от  нас,  и  приветствует
все,  что  идет от всеобщей природы. Ведь она часть целого, как
природа листа -- часть природы растения. Только  природа  листа
-- часть   природы  бесчувственной,  неразумной  и  подвластной
помехам, человеческая же природа -- часть  природы  невредимой,
духовной  и  справедливой,  раз  уж  она  всякому дает равные и
достойные уделы времени,  естества,  причинного,  деятельности,
обстоятельств.   Разумеется,  здесь  смотри  не  на  то,  чтобы
равенство было во всякой частности, а на то, что  все  вкупе  у
одного отвечает всему вместе в другом. .
     8.  Читать  невозможно,  но  гордыню  оттеснить  можн
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-