|
порядок по воле разумения, а в самом-то разумении ни вида, ни
порядка.
38. На ход вещей нам гневаться не следует -- Что им за
дело? !
39. Дай же бессмертным богам и нам, земнородным, отраду.
40. Жизнь пожинать, как в пору зрелый злак, -- Того уж
нет, а тот стоит.
41. Пренебрегли детьми и мною боги -- что ж, Знать, есть и
в этом смысл.
42. Ибо благо со мной и правда со мной.
43. Не рыдай с другим, не задыхайся.
44. "А я, пожалуй, справедливо отвечу ему таким словом,
что нехорошо ты, друг, считаешь, если думаешь, что человек,
который вообще на что-нибудь годен, должен прикидывать, жить
ему или умереть (от чего проку мало), а не смотреть единственно
на то, справедливо ли он действует или несправедливо, как
достойный человек или дурной".
45. "В том, мужи афиняне, и правда -- где кто-либо сам же
себя сочтет за лучшее поставить или где его поставит начальник,
там, думается мне, ему и встречать опасность, не принимая в
расчет смерть или другое что, а только постыдное".
46. "А ты взгляни-ка, счастливец: разве смелое и благое --
в том, чтоб сохранять и сохраняться? Вот от этого-то, чтобы
жить, скажем, столько-то времени, настоящему человеку надо
отказаться и не дрожать за жизнь, но вверившись в этом деле
богам и поверив старухам, что от судьбы никуда не уйдешь,
думать больше о том, как бы положенный срок прожить как можно
достойнее".
47. Смотреть на бег светил, ведь и ты бежишь вместе, и
мыслить непрестанно о превращении одной стихии в другую. Ибо
такие представления очищают от праха земной жизни.
48. Прекрасно это у Платона. И когда о людях судишь, надо
рассматривать все наземное как бы откуда-то сверху: поочередно
стада, войска, села, свадьбы, разводы, рождение и смерть,
толчею в судах, пустынные места, пестрые варварские народы,
праздники, плач, рынки, совершенную смесь и складывающийся из
противоположностей порядок.
49. Вновь видеть то, что уже прошло. Сколько держав
пережили превращение! Видеть вперед, что будет -- тоже
возможно. Оно ведь конечно будет единообразно и не уйдет от
лада настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую
сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?
50.
. . . И то, что землей рождено,
В нее же уйдет,
а эфира дитя
Вернется обратно в небесный предел
или так:
распадение переплетений атомов и какое-то такое расточение
бесчувственных первостихий.
51. Еще:
Едой, питьем и разными заклятьями
Поток отводят, смерти уклоняются. . .
А бурю, рожденную в лоне богов,
Сносить суждено нам без жалоб.
52. Скорее стремящийся возобладать, чем служить
общественно; не почтительный, не подчинившийся происходящему,
не снисходительный к недосмотрам ближних.
53. Там, где можно свершить дело по общему богам и людям
разуму, там ничего нет страшного. Потому что где дано получить
потребное от блаженно шествующей и поступающей сообразно с
устроением деятельности, там не подозревай никакого худа.
54. От тебя везде и всегда зависит и благочестиво
принимать как благо то, что сейчас с тобой происходит, и
справедливо относиться к тем людям, что сейчас с тобой, и
обращаться по правилам искусства с тем представлением, которое
у тебя сейчас, для того чтобы не вкралось что-нибудь, что не
постигательно.
55. Не оглядывайся на чужое ведущее, а прямо на то смотри,
к чему тебя природа ведет: природа целого с помощью того, что с
тобой случается, а твоя -- с помощью того, что надлежит тебе
делать. А надлежит то, что сообразно устроению каждого,
устроено же все прочее ради существ разумных, как и вообще
худшее ради лучшего, а разумные существа -- друг ради друга.
Так вот, первостепенным в человеческом устроении является
общественное. Второе -- неподатливость перед телесными
переживаниями, ибо свойство разумного и духовного движения --
определять свои границы и никогда не уступать движениям чувств
и устремлений, так как эти последние животны, духовное же
движение хочет первенствовать, а не быть под властью. И по
праву -- ведь ему от природы дано ими всеми распоряжаться.
Третье в разумном устроении -- неопрометчи
|
|