Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
ое божество или благое  ведущее.
Так  что  же  ты тут делаешь, представление? Иди, добром прошу,
откуда пришло, потому что ты мне не нужно. Ну да, ты пришло  по
старому обыкновению, я не сержусь -- только уйди.
     18.  Страх  превращения?  А  может  ли что происходить без
превращения? Что любезнее и свойственнее природе целого? Сам ты
можешь ли хоть вымыться, если  не  превратятся  дрова?  Или  ты
можешь  напитаться,  если  не  превратится еда? Хоть что-нибудь
нужное может ли  совершиться  без  превращения?  Так  разве  не
видишь ты, что и твое превращение -- нечто сходное и сходным же
образом необходимое для природы целого?
     19.  В  естестве  целого словно в потоке передвигаются все
тела, соприрод-ные целому и  с  ним  сотрудничающие,  как  наши
части одна с другой.
     Скольких   уже   Хрисиппов,  скольких  Сократов  поглотила
вечность, скольких Эпиктетов! Это же пусть явится  тебе  и  обо
всяком другом и человеке, и деле.
     20.  Меня одно-единственное касается: как бы самому мне не
сделать такого, чего не желает строение человека, или так,  как
оно не желает, или чего сейчас не желает.
     21.  Недалеко  забвение: у тебя -- обо всем и у всего -- о
тебе.
     22. Любить и тех,  кто  промахнулся,  --  это  свойственно
человеку. А это получится, если учтешь и то, что все -- родные,
заблуждаются  в  неведении  и против своей воли, и что вы скоро
умрете оба, а более всего, что не повредил он тебе, ибо ведущее
твое не сделал хуже, чем оно было прежде.
     23. Природа целого из всего, что есть,  словно  из  воска,
слепила  коня какого-нибудь, потом смешала это и взяла вещество
для древесной природы, а там, положим, для человека, после  еще
на  что-нибудь. И всякий раз это очень ненадолго. И не страшнее
ларцу быть сломанным, чем быть собранным.
     24. Озлобленное лицо очень уж не согласно с природой; если
она часто замирает или является видимостью, она в конце  концов
угаснет,  так что невозможно будет ее разжечь. Поэтому старайся
осознавать, что это противно разуму. Ведь если  уйдет  ощущение
своего заблуждения, тогда жить зачем?
     25.    Все,   что   видишь,   вот-вот   будет   превращено
природой-распорядительницей  всего;  она  сделает  из  того  же
естества  другое,  а  из  того еще другое, чтобы вечно юным был
мир.
     26.  Если  кто  чем-нибудь  погрешил  против  тебя,  сразу
подумай:  что  он,  делая  это,  признавал  добром  и злом? Это
усмотрев, пожалеешь его без изумления или гнева. Ведь либо ты и
сам еще считаешь добром то же или почти то же самое, что  и  он
-- тогда  надо  прощать; либо ты уже не признаешь добром и злом
всякое  такое,  и  тогда  тебе   не   так   уж   трудна   будет
благожелательность к менее зоркому.
     27. Не мыслить отсутствующее как уже существующее; счесть,
сколько  превосходного в настоящем, и в связи с этим напоминать
себе, как бы оно желанно было, если б его  не  было.  С  другой
стороны,  остерегайся,  как  бы вот этак радуясь, не привыкнуть
тебе настолько это ценить, чтобы смутиться, утратив это.
     28. Крепись в себе  самом.  Разумное  ведущее  по  природе
самодостаточно,  если  действует справедливо и тем самым хранит
тишину.
     29. Сотри представление. Не дергайся. Очерти настоящее  во
времени.  Узнай,  что  происходит,  с  тобой  ли  или с другим.
Раздели  и  расчлени  предметы  на  причинное  и  вещественное.
Помысли  о  последнем  часе.  Неправо содеянное оставь там, где
была неправота.
     30. Сопутствовать мыслью тому,  что  говорится.  Погружать
мысль в то, что происходит и производит.
     31.  Просветлись  простотой,  скромностью и безразличием к
тому,  что  среднее  между  добродетелью  и   пороком.   Полюби
человеческую природу. Следуй за богом. Говорит философ: Всецело
по обычаю, а по правде только первостихии. Но довольно помнить:
Всецелое -- по своему обычаю. Вот уж совсем мало.
     32.  О  смерти: или рассеянье, если атомы, или единение, и
тогда либо угасание, либо переход.
     33. О боли: что  непереносимо,  уводит  из  жизни,  а  что
затянулось,  переносимо. И мысль через обретение себя сохраняет
свою тишину, и ведущее не станет хуже. А раз уж какие-то  части
пострадали от боли, то пусть, если могут, сами заявят об этом.
     34.  О  славе.  Рассмотри  их  разумение, каково оно, чего
избегает и за чем гонится. А еще: как  морской  песок  опять  и
опять  ложится  поверх  прежнего,  так  прежнее  в жизни быстро
заносится новым.
     35. "У кого есть мысль великолепная и созерцающая время  и
бытие  в целом, тому человеческая жизнь представится ли, как ты
думаешь, чем-нибудь значительным? -- Исключено, сказал тот.  --
Так,  видно,  и  смерть  для  такой  мысли  не покажется чем-то
ужасным? -- Ни в коем случае".
     36. Творя добро, слыть дурным -- царственно.
     37. Безобразно,  когда  послушное  лицо  соблюдает  вид  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-