|
тавления? А разжечь их. снова
-- от тебя же зависит. Могу я здесь как следует применить
признание? Раз могу, что же смущаюсь? ведь то, что вне моего
разума, то вообще ничто для моего разума. Пойми это, будешь
прям. А обновление для тебя возможно -- смотри только на вещи
снова так, как уже начинал видеть их, -- в этом обновление.
3. Тщета пышности, театральные действа, стада, табуны,
потасовки; кость, кинутая псам; брошенный рыбам корм;
муравьиное старанье и гаскакье; беготня напуганных мышей;
дерганье кукол на нитках. И среди всего этого должно стоять
благожелательно, не заносясь, а только сознавая, что каждый
стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.
4. Надо осознавать, что говорится -- до единого слова, а
что происходит -- до единого устремления. В одном случае сразу
смотреть, к какой цели отнесено, а в другом уловить
обозначаемое.
5. Хватает у меня разумения на это или нет? Если хватает,
то оно и служит мне в деле как орудие, данное мне природой
целого. Если же не хватает, то либо уступлю дело тому, кто
способен лучше с ним справиться, раз уж не выходит иначе, либо
делаю, как могу, объединившись с тем, кто способен помочь моему
ведущему сделать то, что сейчас важно для общей пользы. Ведь
что бы я ни делал сам или с чьей-либо помощью, только о том и
следует заботиться, что пригодно и подходит для общества.
6. Сколько их, прославленных, предано уж забвению. Да и
те, что прославили, с глаз долой.
7. Не стыдись, когда помогают; тебе поставлена задача, как
бойцу под крепостной стеной. Ну что же делать, если, хромый, ты
не в силах один подняться на башню, а с другим вместе это
возможно?
8. Пусть будущее не смущает, ты к нему придешь, если надо
будет, с тем самым разумом, который теперь у тебя для
настоящего.
9. Все сплетено одно с другим, и священна эта связь, и
ничего почти нет, что чуждо другому. Потому что все соподчинено
и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог
во всем един, и естество едино, и един закон -- общий разум
всех разумных существ, и одна истина, если уж одно назначение у
единородных и единому разуму причастных существ.
10. Все, что вещественно, не медлит исчезнуть во всеобщем
естестве, и все причинное немедленно приемлется всеобщим
разумом, и воспоминание обо всем не медля погребается
вечностью.
11. Для разумного существа, что содеяно по природе, то и
по разуму.
12. Исправен или исправлен.
13. Что в единенных телах суставы тела, то же по смыслу
среди разделенных тел -- разумные существа, устроенные для
некоего единого сотрудничества. Осознание этого скажется у тебя
больше, если почаще будешь говорить себе, что вот я -- сустав в
совокупности разумных существ. А если ты так говоришь, что ты
просто в составе целого, то значит еще не любишь людей от всего
сердца, и радость от благодеяния тобою еще не постигнута; и еще
ты делаешь его просто как подобающее, а не так, как
благодетельствующий самого себя.
14. Пусть любое выпадает извне тому, что может пострадать,
когда ему это выпало; наверное само пострадавшее и посетует,
если ему угодно. Я же, если не признаю, что происшедшее -- зло,
никак не пострадал. А ведь мне дано не признать.
15. Кто бы что ни делал, ни говорил, а я должен быть
достойным. Вот как если бы золото, или изумруд, или пурпур все
бы себе повторяли: кто бы что ни делал, ни говорил, а я должен
быть изумруд и сохранять свой собственный цвет.
16. Ведущее самому себе не досаждает -- скажем, не пугает
себя по собственной прихоти. А если кто другой может его
напугать или опечалить, пусть попытается, потому что оно само
не пойдет сознательно на такой разворот. Твое тело само пусть
печется, если может, чтобы ему как-нибудь не пострадать, и
пусть само рассказывает, как оно там страдает. А вот твоя душа,
хоть ее и пугают и печалят, всецело распоряжаясь признанием в
этих делах, пусть никак не страдает -- ты не доведешь ее до
такого суждения. Ведущее само по себе ни в чем не нуждается,
если не сотворит себе нужды, точно так же оно невозмутимо и не
знает помех, если само себя не возмутит и себе же не помешает.
17. Блаженство -- это бла
|
|