Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древний Рим :: Марк Аврелий :: Марк Аврелий - Размышления
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
твоя забота. Неужели не
перестанешь ты ценить и многое другое?  Тогда  не  бывать  тебе
свободным,  самодостаточным,  нестрастным, потому что неизбежно
станешь завидовать, ревновать, быть подозрительным к  тем,  кто
может  отнять  это, или еще станешь злоумышлять против тех, кто
имеет  это  ценимое  тобой.  Вообще  неизбежно  в   совершенное
замешательство  прийти  тому,  кто  нуждается хоть в чем-нибудь
таком,  да  и  в  богохульство  впасть.  А  вот  трепет   перед
собственным  разумением и почитание его сделают, что и сам себе
будешь нравиться, и с сотоварищами ладить, и с  богами  жить  в
согласии, то есть славить все, что они уделяют и устрояют.
     17.  Вверх,  вниз,  по  кругу несутся первостихии, но не в
этом движение добродетели; оно -- нечто  более  божественное  и
блаженно шествует своим непостижным путем.
     18.  Нет,  что они делают! -- людей, живущих в одно с ними
время и вместе с ними, они хвалить не  желают,  а  сами  тщатся
снискать  похвалу  у  потомков,  которых никогда не видели и не
увидят. Отсюда совсем уж близко до  огорчения,  что  предки  не
слагали тебе похвальных речей.
     19.  Хоть  бы  и  с  трудом тебе давалось что-нибудь -- не
признавай  это  невозможным  для  человека,  а  напротив,   что
возможно  и  свойственно  человеку,  то  считай доступным и для
себя.
     20.  В  гимнасии  и  ногтем  тебя   зацепят,   и   головой
кто-нибудь,  метнувшись, ударит -- так ведь мы же не показываем
виду  и  не  обижаемся   и   после   не   подозреваем   в   нем
злоумышленника.   Ну,   остережемся,  но  не  как  врага  и  не
подозревая, а только уклоняясь благожелательно. Так  пусть  это
же произойдет и в других частях жизни: пропустим многое, словно
мы  в  гимнасии, потому что можно, как я сказал, уклоняться без
подозрений, без вражды.
     21. Если кто может  уличить  меня  и  показать  явно,  что
неверно  я что-нибудь понимаю или делаю, переменюсь с радостью.
Я же правды ищу, которая  никому  никогда  не  вредила;  вредит
себе, кто коснеет во лжи и неведении.
     22.  А  я  делаю,  что  надлежит,  прочее меня не трогает,
потому  что  это  либо  бездушное,  либо   бессловесное,   либо
заблудшее и не знающее пути.
     23.  С существами неразумными и вообще вещами и предметами
обходись уверенно и свободно, как тот, кто имеет разум, с теми,
что разума не имеют. С  людьми  же  обходись,  как  с  имеющими
разум,  --  общественно. Во всем призывай богов. И безразлично,
сколько воемени ты будешь это делать, потому что  достаточно  и
трех часов таких.
     24.  Александр  Македонский  и погонщик его мулов умерли и
стали одно и то же -- либо приняты в тот же осеменяющий  разум.
либо одинаково распались на атомы.
     25.   Поразмысли-ка,   сколько   телесного   и   душевного
происходит сразу в каждом из нас в малое  мгновение.  Тогда  не
станешь  удивляться,  как  в  том  едином  и  всецелом,  что мы
называем мир, вмещается сразу еще много больше, а  вернее  все,
что происходит.
     26.  Если  кто  поставит  тебе  вопрос,  как  пишется  имя
АНТОНИН, неужели ты будешь произносить каждую букву с  натугой?
Ну  а  станет  сердиться,  так  рассердишься  и  ты?  Разве  не
перечислишь тихо все  знаки  поочередно?  Точно  так  и  здесь:
помни,  что  всякое  надлежащее слагается из определенных числ.
Это имей в виду и не смущайся, на негодующих не негодуй,  четко
исполняй свое задание.
     27.  Как же это свирепо -- не позволять людям устремляться
к тому, что кажется им  естественным  и  полезным!  А  ведь  ты
некоторым  образом не позволяешь им это, когда негодуешь на то,
что они заблуждаются. Они-то кидаются на это, конечно  же,  как
на  естественное  и  полезное. -- Так ведь не так это! -- Тогда
учи и показывай, не сердясь.
     28.  Смерть  --  роздых  от  чувственных  впечатлений,  от
дергающих устремлений, от череды мыслей и служения плоти.
     29.  Постыдно,  чтоб  в  той жизни, в которой тело тебе не
отказывает, душа отказывала бы тебе раньше.
     30. Гляди, не оцезарись, не пропитайся порфирой --  бывает
такое.  Береги себя простым, достойным, неиспорченным, строгим,
прямым, другом справедливости, благочестивым, доброжелательным,
приветливым, крепким  на  всякое  подобающее  дело.  Вступай  в
борьбу,  чтобы  оставаться  таким,  каким пожелало тебя сделать
принятое тобой учение. Чти богов, людей храни.  Жизнь  коротка;
один  плод  земного существования -- праведный душевный склад и
дела на общую пользу. Во всем ученик Антонина: это  его  благое
напряжение  в том, что предпринимается разумно, эта ровность во
всем,  чистота,  ясность  лица,  ласковость,   нетщеславие,   а
честолюбие тогда, когда речь шла о постижении в делах; и как он
вообще  ничего  не  оставлял,  пока  не  рассмотрит дело вполне
хорошо  и  ясно;  и  как  без   порицания   сносил   тех,   кто
несправедливо его порицал; как не спешил никуда и как не слышал
клевет;  и  какой ста
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-