|
ательный был наблюдатель нравов и людских
дел, а не хулитель их; не пугливый, не подозрительный, не
мудрствующий; и сколь немногим довольствовался, будь то жилье,
постель, одежда, еда или прислуга; и как трудолюбив, как
вынослив; до вечера он на скудном столе и даже испражняться
имел обыкновение не иначе, как в заведенное время; а эта
прочность и неизменность в дружбе и терпимость к тем, кто
открыто выступал против его решений, и радость, если кто укажет
лучшее; и как был благочестив без суеверия. Встретить бы тебе
свой последний час с такой же, как у него, чистой совестью.
31. Отрезвись и окликни себя, и снова проснувшись
сообрази, что это сны мучили тебя; и бодрствуя, гляди на это,
как ты глядел на то.
32. Из тела я и души. Ну, телу -- все безразлично, потому
что оно различать не может, разумению же безразлично то, что не
является его деятельностью, а все, что есть его деятельность,
уже от него зависит. Впрочем, даже из этого оно озабочено лишь
тем, что в настоящем, ибо будущие его действия или прошлые
также безразличны.
33. Не против природы труд для руки или ноги, покуда нога
делает ножное, а рука -- все ручное. Точно так и человеку, как
человеку, не против природы труд, пока он делает человеческое.
А не против природы, так и не беда.
34. Какими наслаждениями наслаждались насильники,
развратники, терзатели своих отцов, тираны.
35. Не видишь ты разве, как простые ремесленники, хоть и
прилаживаются в какой-то мере к обывателям, но тем не менее
держатся разумения своего искусства и не отходят от него. Так
не страшно ли, если лекарь или строитель больше будут трепетать
перед разумением своего искусства, чем человек перед
собственным разумом, который у него един с богами?
36. Азия, Европа -- закоулки мира. Целое море -- для мира
капля. Афон -- комочек в нем. Всякое настоящее во времени --
точка для вечности. Малое все, непостоянное, исчезающее. Все
оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо
как сопутствующее. И ль1 чная пасть, и отрава, и всякое
злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое
последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не
представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о
всеобщем источнике помышляй.
37. Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и
что будет в беспредельности времен -- ведь все единородно и
однообразно.
38. Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и
об отношении одного к другому. Потому что некоторым образом все
сплетается одно с другим и все поэтому мило одно другому. Ведь
одно другому сообразно благодаря напряженному движению,
единодыханию и единению естества.
39. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и
прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!
40. Орудие, приспособление, горшок любой, если делает,
ради чего устроен, так и ладно. А ведь их устроитель, где он? В
том же, что соединено природой, живет внутри устроившая все
сила. Оттого и надо особенно перед ней трепетать и полагать,
чго если ты ведешь жизнь, следуя ее воле, то и тебе всецело по
уму, и у всецелого все по уму.
41. Если положишь себе за благо или зло что-нибудь, что не
в твоей воле, то, как только будешь ввергнут в такую беду или
не дается тебе такое вот благо, неизбежно станешь бранить
богов, а людей ненавидеть за то, что стали или, как ты
подозреваешь, могут стать причиной того, что ты ввергнут или не
далось. И много же мы творим зла из-за такого различения. Если
же будем заниматься только тем благом и злом, что зависят от
нас, то нет никакой причины ни бога винить, ни на человека
восстать как на врага.
42. Все мы служим единому назначению, одни сознательно и
последовательно, другие -- не сознавая. Вроде того, как
Гераклит называет и спящих работниками и сотрудниками мировых
событий. Всякий здесь трудится по-своему, и с избытком -- тот,
кто сетует и пытается противостоять и уничтожать то, что
сбывается, потому что и в таком нуждается мир. Ты пойми уж на
будущее, с кем становишься в ряд. Потому что тот, всем
управляющий, в любом случае распорядится тобой прекрасно и
примет тебя как некую часть в сотрудничество и содействие.
Смотри только, не стань такой частью, как дешевый смехотворный
стих в пьесе, о каком говорит Хрисипп.
43. Разве солнце берется за дело дождя? или Асклепий за
дело Плодоносящей? а звезды? отличаясь одна от другой, не
сотрудничают ли в одном деле?
44. Если уж боги рассудили обо мне и о том, что должно со
мной случиться, так хорошо рассудили -- ведь трудно и помыслить
безрассудное божество, а стремиться мне зло делать какая ему
прич
|
|