|
т она то, чего
желает ее гений, коего, словно кусочек себя, Зевс каждому дал
защитником и водителем. Дух и разум каждого -- это он.
28. На потного сердишься ты? на того, у кого изо рта
пахнет? Ну что, скажи, ему поделать? такой у него рот, пазуха
такая, и неизбежно, чтобы было оттуда такое выделение. -- Но
ведь человек разум имеет, мог бы заняться этим и сообразить, в
чем погрешность. -- Вот хорошо-то! Выходит, и у тебя разум; так
ты и продвинь своим разумным складом разумный склад другого;
укажи, напомни. Послушается, так исцелишь, и сердиться нечего.
Ни на подмостках, ни на мостовой.
29. Как ты помышляешь жить, уйдя отсюда, так можешь жить и
здесь; а не дают, тогда вовсе уйди из жизни, только не так,
словно зло какое-то потерпел. Дымно -- так я уйду; экое дело,
подумаешь. А покуда ничто такое не уводит меня из жизни -- я
независим, и никто не помешает мне делать то, что желаю в
согласии с природой разумного и общественного существа.
30. Разум целого обществен -- сделал же он худшее ради
лучшего, а в лучшем приладил одно к другому. Ты видишь ли, как
он все подчинил, сочинил, всякому воздал по достоинству и
господствующее привел к единению друг с другом.
31. Как ты относился до сих пор к богам, родителям,
братьям, жене, детям, учителям, дядькам, друзьям, домашним, к
рабам? ко всем ли у тебя до сих пор получается: "Не совершить
ничего беззаконно и не сказать"? Вспомни и то, что ты уже
прошел и на что тебя уже хватило, и что теперь полное у тебя
знание жизни и что это последнее твое служение, и сколько
прекрасного ты видел и сколько раз пренебрег наслаждениями или
болью, сколько славы не взял, к скольким недобрым был добр.
32. Как могут души неискушенные и невежественные смущать
искушенную и сведущую! А какая душа искушена и сведуща? Та,
которая знает начало, назначение и разум, который проходит
сквозь все естество и через целую вечность, по определенным
кругооборотам всем управляя.
33. Недолго, и стану пепел или кости, может имя, а то и не
имя. А имя-то -- звук и звон, да и все, что ценимо в жизни, --
пусто, мелко, гнило; собачья грызня, вздорные дети -- только
смеялись и уж плачут. А верность, стыд, правда, истина "на
Олимп с многопутной земли улетели". Что же тогда и держит
здесь, раз ощущаемое нестойко и так легко превращается, чувства
темны и ложновпечатлительны, а и сама-то душа -- испарение
крови. Слава у таких -- пустое. Так что же? Готовишься с
кротостью либо угаснуть, либо перейти. А пока не пришел срок,
чем довольствоваться? Чем же иным, кроме как чтить и славить
богов, а людям делать добро. Выдерживай их, воздерживайся от
них. А что не находится в пределах твоей плоти и дыханья, об
этом помни, что оно не твое и не от тебя зависит.
34. В любой час можно обрести благое течение, раз уж можно
идти благим путем, раз уж можно путем признавать и действовать.
Две вещи общие душе бога, и человека, и всякого разумного
существа: не знать помехи от другого, а еще то, чтобы видеть
благо в душевном складе и деянии правдолюбца и на этом
завершать желание.
35. Если это не мой порок и не деятельность, сообразная
моему пороку, и нет вреда от этого общему, зачем я не
безразличен к этому? Ну, а что вредит общему?
36. Не предаваться всецело власти представлений, а быть по
возможности бдительным к их ценности, и даже если они сошли до
средних вещей. не воображай, что тут вред -- плохая это
привычка. Нет, как старик, уходя, забирает у воспитанника юлу,
памятуя, что это юла, так и здесь; а не то будешь вопить, как с
подмостков: -- Человек, да ты не забыл ли, что это такое? --
Нет. Но они так об этом усердствуют. -- Так значит и тебе стать
глупцом? Наконец-то, где бы меня ни прихватило, я стал
благополучный человек. Благополучный -- значит такой, кто
избрал себе благую участь, а благая участь -- это благие
развороты души, благие устремления, благие деянья.
ШЕСТАЯ КНИГА
1. Естество целого послушно и податливо, а у разума, им
управляющего, нет никакой причины творить зло, потому что в нем
нет зла, и не творит он зла, и ничто от него вреда не терпит. А
ведь по нему все происходит и вершится.
2. Считай безразличным, зябко ли тебе или жарко, если ты
делаешь, что подобает; и выспался ли ты при этом или клонится
твоя голова, бранят тебя или же славят, умираешь ли ты или
занят иным образом, потому что и умирать -- житейское дело, а
значит и тут достаточно, если справишься с настоящим.
3. Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя
ни собственное его качество, ни ценность.
4. Все предметы так скоро превращаются и либо воскурятся,
если уж естество едино, либо рассыплются.
5. Управляющий разум знает, по какому расположению и что
делает, и с каким веще
|
|