|
енатом. Однако, проследив их до времени Гракхов, когда они сделались
причиной
крушения свободной жизни, вероятно, найдется кто-нибудь, кто пожелает, чтобы
Рим
достиг великих результатов без того, чтобы в нем существовала
вышеназванная
вражда. Поэтому мне кажется делом, достойным внимания, посмотреть, можно ли
было
установить в Риме такой строй, который уничтожил бы упомянутые раздоры. А
желая
исследовать это, необходимо обратиться к тем республикам, которые долгое
время
просуществовали свободными без подобной вражды и смут, и посмотреть, каков был
у
них строй и можно ли было ввести его в Риме. В качестве примера у
древних
возьмем Спарту, а у наших современников Венецию - государства, о которых я
уже
говорил.
В Спарте был царь и небольшой Сенат, который ею управлял. Венеция же
не
имеет различных наименований для членов правительства; все, кто могут
принимать
участие в управлении, называются там одним общим именем - Дворяне. Такой
обычай
возник в Венеции больше благодаря случаю, нежели мудрости ее законодателей.
Дело
обстояло вот как: на небольших клочках суши, где расположен теперь город, в
силу
причин, о которых уже говорилось, скопилось много людей. Когда число их
возросло
настолько, что для продолжения совместной жизни им потребовались законы,
они
установили определенную форму правления; часто собираясь вместе на советы,
на
которых решались вопросы, касающиеся города, они в конце концов постановили,
что
их вполне достаточно для нормальной политической жизни, и закрыли
возможность
для участия в правлении всем тем, кто поселился бы там позднее. А так как
со
временем в Венеции оказалось довольно много жителей, не имеющих доступа
к
правлению, то, дабы почтить тех, кто правил, их стали именовать Дворянами,
всех
же прочих - Пополанами.
Подобный порядок смог возникнуть и сохраниться без смут, потому что,
когда
он родился, любой из тогдашних обитателей Венеции входил в правительство,
так
что жаловаться было некому; те же, кто поселился в ней позднее,
найдя
государство прочным и окончательно сложившимся, не имели ни причин,
ни
возможностей для смут. Причин у них не было потому, что никто их ничего
не
лишил; возможностей же у них не было оттого, что правители держали их прочно
в
узде и не использовали там, где они могли бы приобрести авторитет. Кроме того,
тех, кто поселился в Венеции позднее, не было слишком много, так что
не
существовало диспропорции между теми, кто правил, и теми, кем управляли:
число
Дворян либо равнялось числу Пополанов, либо превосходило его. Вот причины того,
почему Венеция смогла учредить у себя такой строй и сохранить его в целостности.
Спарта, как я уже говорил, управлялась Царем и небольшим Сенатом.
Она
смогла просуществовать столь долгое время, потому что в Спарте было мало
жителей
и потому что в нее был закрыт доступ для чужестранцев, желавших там поселиться,
а также потому, что, почитая законы Ликурга (их соблюдение уничтожало
все
причины для смут), спартанцы смогли долго сохранять внутреннее единство.
Ликург
своими законами установил в Спарте имущественное равенс
|
|