|
желала,
чтобы
оба Консула были плебейскими. Потом она потребовала себе Цензуру, Претуру и
все
другие высшие правительственные должности в государстве. Но и это ее
не
удовлетворило; поэтому, увлекаемая все тем же неистовством, она начала
обожать
людей, которых считала способными сокрушить знать. Это породило могущество
Мария
и погубило Рим.
Поистине, тому, кто должным образом взвесит одну и другую возможность,
не
легко будет решить, кому следует поручить охрану свободы, не
уяснив
предварительно, какая из человеческих склонностей пагубнее для республики -
та
ли, что побуждает сохранять приобретенные почести, или же та, что толкает на
их
приобретение.
Всякий, кто тщательно исследует этот вопрос со всех сторон, придет в
конце
концов к следующему выводу ты рассуждаешь либо о республике, желающей
создать
империю, подобную Риму, либо о той, которой достаточно просто уцелеть. В
первом
случае надо делать все, как делалось в Риме; во втором - можно подражать
Венеции
и Спарте по причинам, о которых будет сказано в следующей главе.
Но, возвращаясь к рассмотрению того, какие люди опаснее для республики -
те
ли, что жаждут приобретать, или же те, кто боится утратить приобретенное,
-
укажу, что когда для раскрытия заговора, возникшего в Капуе против Рима,
Марк
Менений был сделан диктатором, а Марк Фульвий - начальником конницы (оба
были
плебеями), они получили от народа также и полномочия установить, кто в
самом
Риме с помощью подкупа и вообще незаконными путями затевает получить
консульство
и другие должности. Знать сочла, что таковые полномочия, данные диктатору,
были
направлены против нее, и распустила по Риму слухи, будто почетных
должностей
подкупом и незаконным способом ищут не знатные люди, а худородные, которые,
не
имея возможности полагаться на происхождение и собственные доблести,
пытаются
достичь высокого положения незаконным путем. Особенно в этом обвиняли
самого
диктатора. Обвинения эти были настолько серьезны, что Менений, созвав сходку
и
жалуясь на клевету, возведенную на него знатью, сложил с себя диктатуру
и
отдался на суд народа. Дело его разбиралось, и он был оправдан. На суде
много
спорили о том, кто честолюбивее - тот ли, кто хочет сохранить
приобретенную
власть, или же тот, кто стремится к ее приобретению, ибо и то и другое
желание
легко может стать причиной величайших смут. Чаще всего, однако, таковые
смуты
вызываются людьми имущими, потому страх потерять богатство порождает у них те
же
страсти, которые свойственны неимущим, ибо никто не считает, что он
надежно
владеет тем, что у него есть, не приобретая большего. Не говоря уж о том,
что
более богатые люди имеют большие возможности и средства для учинения
пагубных
перемен. Кроме того, нередко случается, что их наглое и заносчивое
поведение
зажигает в сердцах людей неимущих желание обладать властью либо для того,
чтобы
отомстить обидчикам, разорив их, либо для того, чтобы самим получить богатство
и
почести, которыми те злоупотребляют.
Глава VI
ВОЗМОЖНО ЛИ БЫЛО УСТАНОВИТЬ В РИМЕ
ТАКОЙ СТРОЙ, КОТОРЫЙ УНИЧТОЖИЛ БЫ ВРАЖДУ
МЕЖДУ НАРОДОМ И СЕНАТОМ
Выше мы рассуждали о последствиях, которые имели раздоры между Народом
и
|
|