|
я
через
вышеописанные ступени и повинуясь аналогичным причинам, тем не менее
царская
власть в нем никогда не была полностью уничтожена для передачи ее Оптиматам,
а
власть Оптиматов не была уменьшена для передачи ее Народу. Смешавшись друг
с
другом, они сделали республику совершенной. К такому совершенству Рим
пришел
благодаря раздорам между Плебсом и Сенатом, как это будет подробно показано
в
двух следующих главах.
Глава III
КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРИВЕЛИ
К СОЗДАНИЮ В РИМЕ ПЛЕБЕЙСКИХ ТРИБУНОВ,
КАКОВОЕ СДЕЛАЛО РЕСПУБЛИКУ
БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ
Как доказывают все, рассуждающие об общественной жизни, и как
то
подтверждается множеством примеров из истории, учредителю республики и
создателю
ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что
они
всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому
удобный
случай. Если же чьянибудь злобность некоторое время не обнаруживается,
то
происходит это вследствие каких-то неясных причин, пониманию которых
мешает
отсутствие опыта; однако ее все равно обнаружит время, называемое отцом
всякой
истины.
Казалось, что после изгнания Тарквиниев в Риме установилось
величайшее
согласие между Плебсом и Сенатом; что Знать отказалась от своего высокомерия
и
настолько прониклась народным духом, что стала выносимой даже для человека
из
самых низов. Это ее лицемерие не было обнаружено и причины его не были ясны,
пока были живы Тарквинии. Боясь их и опасаясь, как бы притесняемый Плебс
не
примкнул к ним, Знать обращалась с плебеями по-человечески; но едва
лишь
Тарквинии умерли и у Знати исчез страх перед ними, как она стала извергать
на
Плебс яд, скопившийся у нее в груди, и угнетать его всеми возможными способами.
Это подтверждает сказанное мной выше: люди поступают хорошо лишь
по
необходимости; когда же у них имеется большая свобода выбора и
появляется
возможность вести себя как им заблагорассудится, то сразу же
возникают
величайшие смуты и беспорядки. Вот почему говорят, что голод и нужда
делают
людей изобретательными, а законы - добрыми. Там, где что-либо совершается
хорошо
само собой, без закона, в законе нет надобности; но когда добрый
обычай
исчезает, закон сразу же делается необходимым. Поэтому, когда умерли Тарквинии,
страх перед которыми обуздывал Знать, пришлось подумать о каком-нибудь
новом
порядке, который оказывал бы такое же действие, что и Тарквинии, пока они
были
живы. Поэтому после многих смут, волнений и рискованных столкновений
между
Плебсом и Знатью для безопасности Плебса бьыи учреждены Трибуны. Им
были
предоставлены большие полномочия, и они пользовались таким уважением, что
могли
всегда играть роль посредников между Плебсом и Сенатом и противостоять
наглости
Знати.
Глава IV
О ТОМ, ЧТО РАЗДОРЫ МЕЖДУ ПЛЕБСОМ И СЕНАТОМ
СДЕЛАЛИ РИМСКУЮ РЕСПУБЛИКУ
СВОБОДНОЙ И МОГУЩЕСТВЕННОЙ
Я не хочу оставить без рассмотрения смуты, происходившие в Риме
после
смерти Тарквиниев и до учреждения Трибун
|
|