Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Италия :: Макиавелли Николо :: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-
 
осуществуя
одновременно в  одном  и  том  же  городе,  Самодержавие,  Оптиматы  и  
Народное
правление оглядываются друг на друга.
     Из создателей такого рода конституций  более  всех  достоин  славы  Ликург.

Давая Спарте законы, он отвел соот ветствующую роль Царям, Аристократам и 
Народу
и  создал  государственный  строй,  просуществовавший  свыше  восьмисот  лет   
и
принесший этому городу великую славу и благоденствие.  Совсем иное  случилось  
с
Солоном, давшим законы Афинам.  Установив там одно лишь Народное  правление,  
он
дал ему столь краткую жизнь, что еще до своей  смерти  успел  увидеть  в  
Афинах
тиранию Пи-систрата. И хотя через сорок лет наследники Писистрата были изгнаны 
и
в Афинах возродилась свобода, ибо там было восстановлено  Народное  правление  
в
соответствии с законами Солона, правление это просуществовало не дольше ста лет,

несмотря на то что для поддержания его принимались различные, не 
предусмотренные
самим  Солоном  постановления,  направленные  на  обуздание  наглости  дворян  
и
всеобщей разнузданности.  Как бы то ни было, так как Солон не соединил  
Народное
правление с сильными сторонами Самодержавия и Аристократии, Афины, по  
сравнению
со Спартой, прожили очень недолгую жизнь.
     Обратимся, однако, к Риму.  Несмотря на  то  что  в  Риме  не  было  
своего
Ликурга, который бы с самого начала устроил его так, чтобы он мог  долгое  
время
жить свободным, в нем создалось множество благоприятных обстоятельств, 
возникших
благодаря  разногласиям  между  Плебсом  и  Сенатом,  и  то,  чего  не  
совершил
законодатель, сделал случай.  Поэтому если  Риму  не  повезло  вначале,  то  
ему
повезло потом. Первые учреждения его были плохи, но не настолько, чтобы 
свернуть
его с правильного пути, могущего привести к совершенству.  Ромул и  другие  
цари
создали много хороших законов, отвечающих, между прочим, и требованиям  свободы,

но так как целью их было основание царства, а не республики, то, когда Рим  
стал
свободным, оказалось, что в нем недостает многого, что  надо  было  бы  
учредить
ради свободы и о чем цари не позаботились.
     После того как римские цари лишились власти вследствие  обсуждавшихся  
нами
причин и рассмотренным выше образом, изгнавшие их сразу  же  учредили  
должность
двух Консулов, занявших место Царя, так что из Рима была изгнана не сама 
царская
власть, а лишь ее имя.  Таким образом, поскольку в  римской  республике  
имелись
Консулы и Сенат, она представляла собой соединение двух  из  трех  
вышеописанных
начал, а именно  Самодержавия  и  Аристократии.  Оставалось  только  дать  
место
Народному правлению.  Поэтому, когда римская знать по причинам, о которых  
будет
говорено дальше, совсем  обнаглела,  против  нее  восстал  Народ,  и,  чтобы  
не
потерять всего, ей  пришлось  поступиться  и  предоставить  Народу  его  долю  
в
управлении государством.  С другой стороны,  у  Консулов  и  Сената  
сохранилось
достаточно  власти,  чтобы  они  могли  удерживать  в  республике  свое  
прежнее
положение.  Так возник институт плебейских  Трибунов.  После  его  
возникновения
состояние римской республики упрочилось,  ибо  в  ней  получили  место  все  
три
правительственных начала.  Судьба была столь благосклонна к Риму, что,  хотя  
он
переходил от правления Царей и  Оптиматов  к  правлению  Народа,  прохо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 50
 <<-