|
оса, храм Юпитера Амона
и
другие прославленные оракулы преисполняли мир восхищением и благоговением.
Когда
же впоследствии они начали вещать угодное власть имущим и весь этот обман
стал
явен народу, люди сделались неверующими и готовыми нарушить любой
добрый
порядок. Поэтому главам республики или царства надобно сохранять
основы
поддерживающей их религии. Поступая так, им будет легко сохранить
государство
свое религиозным, а следовательно, добрым и единым. Им надлежит поощрять
и
умножать все, что возникает на благо религии, даже если сами они считают
явления
эти обманом и ложью. И им следует поступать так тем ревностнее, чем
более
рассудительными людьми они являются и чем более они сильны в познании природы.
Именно поэтому, что подобного образа действий придерживались мудрецы,
возникла
вера в чудеса, которые почитаются всеми религиями, даже ложными. Ведь
люди
знающие раздувают их, какими бы причинами чудеса сии ни порождались. В
Древнем
Риме такого рода чудес было предостаточно. Вот одно из них. В то время,
как
римские солдаты предавали разграблению город вейентов, некоторые из них вошли
в
храм Юноны и, приблизившись к статуе богини, спросили у нее:
После этого какому-то из солдат показалось, будто статуя кивнула, другому же,
-
что она ответила: <Да>. Ведь будучи людьми глубоко религиозными (согласно
Титу
Ливию, они вступили в храм чинно, преисполненные почтения и благочестия),
солдаты сочли, будто услышали тот самый ответ, каковой, как им представлялось,
предполагал их вопрос. Мнение это и суеверие солдат было полностью одобрено
и
поддержано Камиллом и прочими начальниками города.
Если бы князья христианской республики сохраняли религию в соответствии
с
предписаниями, установленными ее основателем, то христианские государства
и
республики были бы гораздо целостнее и намного счастливее, чем они оказались
в
наше время. Невозможно представить большего свидетельства упадка религии,
нежели
указание на то, что народ, находящийся ближе всех к римской Церкви,
являющейся
главой нашей религии, наименее религиозен. Тот, кто рассмотрит основы
нашей
религии и посмотрит, насколько отличны ее нынешние обычаи от стародавних,
первоначальных, придет к выводу, что она, несомненно, близка либо к
своей
гибели, либо к мучительным испытаниям.
Так как многие придерживаются мнения, будто благо городов
Италии
проистекает от римской Церкви, я хочу выдвинуть против этого мнения
ряд
необходимых для меня доводов. Приведу два из них, чрезвычайно сильных и, как
мне
представляется, неотразимых. Первый: дурные примеры папской курии лишили
нашу
страну всякого благочестия и всякой религии, что повлекло за собой
бесчисленные
неудобства и бесконечные беспорядки, ибо там, где существует религия,
предполагается всякое благо, там же, где ее нет, надо ждать обратного. Так вот,
мы, итальянцы, обязаны Церкви и священникам прежде всего тем, что остались
без
религии и погрязли во зле.
Но мы обязаны им еще и гораздо большим, и сие - вторая причина
нашей
погибели. Церковь держала и держит нашу страну раздробленной. В самом деле,
ни
одна страна никогда не бывала единой и счастливой, есл
|
|