|
бо религия эта обусловила добрые порядки, добрые же порядки породили удачу,
а
удача приводила к счастливому завершению всякое предприятие. Подобно тому
как
соблюдение культа божества является причиной величия государств, точно так
же
пренебрежение этим культом является причиною их гибели. Ибо там, где
отсутствует
страх перед Богом, неизбежно случается, что царство либо погибает, либо
страх
перед государем восполняет в нем недостаток религии. Но поскольку
жизнь
государей коротка, то и случается, что такое царство существует лишь до тех пор,
пока существует доблесть его царя. Вот почему царства, зависящие только
от
доблести одного человека, недолговечны, ибо доблесть эта исчезает с его
смертью
и весьма не часто воскресает в его наследниках, как о том мудро говорит Данте:
Не часто доблесть, данная владыкам,
Нисходит в ветви; тот ее дарит,
Кто может все в могуществе великом.
Поэтому благо республики или царства состоит вовсе не в том, чтобы
обладать
государем, который бы мудро правил ими в течение всей жизни, а в том,
чтобы
иметь такого государя, который установил бы в них такие порядки, чтобы
названное
благо не исчезло с его смертью. И хотя грубых людей легче убедить
принять
какой-либо новый порядок или согласиться с каким-нибудь новым мнением, из
этого
никак не следует, будто вовсе невозможно убедить в том же самом
граждан
цивилизованных и почитающих себя людьми отнюдь не неотесанными. Народ
Флоренции
не кажется ведь ни невежественным, ни грубым; тем не менее брат
Джироламо
Савонарола убедил его в том, что он беседовал с Богом. Я не хочу разбирать,
правда ли то или нет, ибо о такого рода людях надлежит говорить с почтением.
Я
говорю лишь, что весьма многие ему верили, без того чтобы какое-либо из ряда
вон
выходящее знаменье вынудило их к этому; для того, чтобы вызвать к его
словам
доверие, достаточно было его образа жизни, его учения, предмета, о котором
он
толковал. Поэтому пусть никто не опасается, что ему не удастся достичь того же,
что прежде удавалось достигнуть другим; ведь люди, как было говорено в
нашем
предисловии, рождаются, живут и умирают, всегда следуя одному и тому же
порядку
вещей.
Глава XII
О ТОМ, СКОЛЬ ВАЖНО СЧИТАТЬСЯ С РЕЛИГИЕЙ
И КАК, ПРЕНЕБРЕГАЯ ЭТИМ,
ПО ВИНЕ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ
ИТАЛИЯ ПРИШЛА В ПОЛНЫЙ УПАДОК
Государи или республики, желающие остаться неразвращенными, должны
прежде
всего уберечь от порчи обряды своей религии и непрестанно поддерживать к
ним
благоговение, ибо не может быть более очевидного признака гибели страны,
нежели
явное пренебрежение божественным культом. Это легко уразуметь, зная, на
чем
основана религия, рождающаяся вместе с людьми; ведь жизнь всякой
религии
поддерживается каким-нибудь ее главным принципом. Жизнь языческой
религии
держалась на ответах оракулов и на секте прорицателей и гарус-пиков: из
этого
проистекали все прочие церемонии язычников, их жертвоприношения и их обряды.
Ведь нетрудно поверить тому, что бог, который способен предсказать тебе
твое
грядущее благо или же твое грядущее зло, может также и даровать тебе оные.
Отсюда рождались храмы, отсюда - жертвоприношения, отсюда - молитвы и
весь
прочий ритуал богопочитания. Вот почему оракул Де
|
|