|
оказывается символичным для всего образа действий великих людей по отношению к
другим людям и к их времени - именно лучшими своими качествами, тем, на что
только они и способны, они губят множество слабых, неуверенных, становящихся,
тщащихся людей и оттого вредны. Может даже случиться, что они в целом только
вредят, ибо лучшее в них принимается и как бы испивается такими людьми, которые
теряют от него. Как от слишком крепкого напитка, рассудок и самолюбие: они
пьянеют настолько, что вынуждены спотыкаться и обламывать себе ноги на всех
околицах, куда влечет их хмель.
29
Привиратели.
Когда во Франции начали оспаривать, а стало быть, и защищать Аристотелевы
единства, можно было вновь заметить то, что так часто бросается в глаза и что,
однако, видят столь неохотно: налгали себе основания, ради которых эти законы
должны были существовать, просто чтобы не признаться себе, что привыкли к их
господству и не желают больше ничего другого. И так это делается, и делалось
всегда, в каждой господствующей морали и религии: основания и умыслы, лежащие
за привычкой, привираются к ней всякий раз, когда иным людям приходит в голову
оспаривать привычку и спрашивать об основаниях и умыслах. Здесь коренится
великая бесчестность консерваторов всех времен: они суть привиратели
(Hinzu-Lugner).
30
Комедия знаменитых.
Знаменитые люди, которые нуждаются в своей славе, как, скажем, все политики,
никогда не выбирают себе союзников и друзей без задней мысли: от одного они
хотят некоего подобия блеска и отблеска своей добродетели, от другого
способности нагнетать страх некоторыми опасными свойствами, которые каждый за
ним признает, у третьего они крадут его репутацию праздного лежебоки, поскольку
это содействует их собственным целям - казаться порою нерадивыми и косными; тем
самым остается незамеченным то, что они всегда в засаде; им нужно иметь в своем
окружении и как бы в качестве их наличного Я то фантазера, то знатока, то
мечтателя-мыслителя, то педанта, но пройдет время, и они уже не нуждаются в
них! И так беспрестанно отмирают их окружения и фасады, в то время как все,
казалось бы, тщится проникнуть в это окружение и стать их "характером": в этом
они схожи с большими городами. Их репутация, как и их характер, постоянно
меняется, поскольку этой перемены требуют их изменчивые средства, выставляющие
напоказ со сцены то одно, то другое действительное или мнимое свойство: их
друзья и союзники принадлежат, как было сказано, к аксессуарам этой сцены.
Напротив, тем прочнее, тверже и блистательнее должно оставаться то, чего они
желают, - хотя и это подчас нуждается в своей комедии и своем спектакле.
31
Торговля и дворянство.
Продавать и покупать считается нынче столь же обычным делом, как искусство
читать и писать; нынче каждый, даже не будучи купцом, обнаруживает в этом
достаточную смекалку и изо дня в день упражняется в этой технике, - точно так
же, как некогда, в более дикие времена, каждый был охотником и ежедневно
упражнялся в искусстве охоты. Тогда охота была обычным занятием, но, подобно
тому как она, в конечном счете, стала привилегией могущественных и знатных
людей и утратила тем самым характер повседневности и расхожести - оттого именно,
что перестала быть необходимой и сделалась предметом каприза и роскоши, - так
могло бы однажды статься и с куплей-продажей. Можно вообразить себе такое
состояние общества, где ни что не покупается и не продается и где необходимость
в этой технике постепенно полностью отпадает; тогда, пожалуй, отдельные
личности, менее подчиненные закону всеобщего распорядка, позволят себе
куплю-продажу как некую роскошь ощущения. Тогда лишь стала бы торговля
благородным занятием, и дворяне, возможно, предавались бы ей столь же охотно,
как войнам и политике, в то время как оценка политики, напротив, могла бы
совершенно измениться. Уже теперь она перестает быть делом рук дворянина, и не
исключено, что в один прекрасный день ее сочтут столь пошлым занятием, что она,
подобно всей партийной и злободневной литературе, очутится под рубрикой
"проституции духа"
32
Нежелательные ученики.
Что мне делать с этими обоими юношами! - воскликнул негодующе один философ,
который "развращал" юношество так, как некогда развращал его Сократ, - я вовсе
не желал бы себе таких учеников. Этот вот не может сказать "нет", а тот всему
говорит "и да, и нет". Если они постигнут мое учение, то первый будет слишком
страдать, ибо мой образ мыслей требует воинственной души, умения причинять боль,
радости отрицания, закаленной кожи - он зачахнет от наружных и внутренних ран.
А другой будет из каждой занимающей его вещи гримировать себе посредственность,
превращая ее самое в посредственность, - такого ученика желаю я своему врагу!
33
Вне аудитории.
"Чтобы доказать Вам, что человек, в сущности, принадлежит к породистым животным,
я напомнил бы Вас, сколь легковерным был он в течение столь долгого времени.
Только теперь, когда вышли все сроки и после чудовищного самопреодоления, стал
он недоверчивым животным - да! человек ныне злее, чем когда-либо". - Я не
понимаю этого: с чего бы это человеку быть теперь недоверчивее и злее? -
"Потому что теперь он имеет науку - нуждается в ней!"
|
|