|
погрузилось в дремоту с выражением вечности на лице - так думается ему. Он
ничего не хочет, ни о чем не заботится, сердце его перестало биться - живо
только зрение: это смерть с открытыми глазами. Человек, находясь в таком
состоянии, многое видит из того, чего раньше он никогда не видел, и все кажется
ему сплетенным в светлую сеть и прикрыто ею. Он при этом чувствует себя
счастливым, но какое это тяжелое счастье! - Однако вот ветер начинает шуметь
меж деревьев; полдень миновал; жизнь снова влечет его к себе, жизнь с
ослепленными глазами в сопровождении своей шумной свиты, состоящей из желаний,
обманов, грез, забвений, наслаждений, гибели и исчезновений. Так наступает
вечер жизни, более бурный и более деятельный, чем самое утро. - Для особенно
деятельного человека слишком продолжительный период приобретения знаний кажется
чем-то почти страшным, болезненным, но не неприятным.
309
Остерегайтесь своего художника! - Великий художник, сумевший выразить на
портрете все скрытые душевные свойства и наклонности человека, при встрече с
этим человеком в обыденной жизни почти всегда видит в нем только карикатуру.
310
Два основные положения новой жизни. - Первое положение: необходимо
установить жизнь на верной, доказанной основе, а не на отдаленной, туманной и
неопределенной, как было раньше. Второе положение: прежде чем устроить свою
жизнь и придать ей окончательное направление, необходимо твердо установить, что
считать ближайшим и близким, вполне верным и менее верным.
311
Опасная раздражительность. - Даровитых, но ленивых людей всегда немножко
раздражает, когда кто-нибудь из их друзей успешно заканчивает свою работу. В
них пробуждается ревнивое чувство, они начинают стыдиться своей лености или,
вернее, опасаться, что деятельный человек станет презирать их сильнее, чем
прежде. В таком настроении они приступают к критике нового произведения, и
критика их, к величайшему изумлению человека, вызвавшего ее, обращается в месть.
312
Разрушение иллюзий. - Иллюзии, конечно, принадлежат к числу очень дорогих
удовольствий; но разрушение иллюзий, рассматриваемое как удовольствие,
несомненно испытываемое некоторыми людьми, обходится еще дороже.
313
Однообразное в мудреце. - У коров встречается иногда выражение удивления,
граничащее с вопросом. Наоборот, во взгляде высоко интеллигентных лиц разлито
выражение nil admirari, напоминающее однообразный цвет безоблачного неба.
314
Не слишком долго болеть. - Остерегайтесь болеть слишком долго; окружающие
вас люди, вследствие скучной обязанности выражать вам участие, скоро начинают
чувствовать нетерпение - так как им трудно долго поддерживать в себе это
состояние - и тогда они вдруг приходят к нелестному мнению о вашем характере и
к заключению, что вы заслуживаете быть больным и что им нечего больше
принуждать себя к состраданию.
315
Намек энтузиастам. - Кто легко увлекается и любит возноситься под облака,
тот не должен быть чересчур тяжелым, иначе сказать: не должен много учиться и
переполнять себя наукой. Последняя делает человека слишком неповоротливым!
Примите это к сведению, энтузиасты!
316
Уметь застигать себя врасплох. - Кто хочет видеть себя таким, каков он
есть, должен уметь застигать себя врасплох с факелом в руке; ведь в духовной
области происходит то же, что и в телесной: человек, привыкший смотреть на себя
в зеркало, всегда забывает о своем безобразии; только художник, изобразив его
на портрете, снова напоминает ему об этом. Но привыкнув к портрету, он вторично
забывает о своем безобразии. - Согласно общему закону, человек не выносит
ничего неизменно безобразного дольше одного момента, затем он или забывает о
нем, или, во всяком случае, отрицает его. - Моралисты должны рассчитывать на
этот момент, когда провозглашают свои истины.
317
Мнения и рыбы. - Человек владеет своими мнениями как и рыбами, если у
него есть рыбный пруд. Нужно приняться за ловлю; тогда, в случае удачи, - будет
и своя рыба, будут и свои мнения. Я говорю о живых мнениях и о живых рыбах.
Многие довольствуются кабинетом ископаемых и тем, что в их голове таятся
"убеждения".
318
Признаки свободы и несвободы. - По возможности, если и не вполне, самому
удовлетворять всем своим необходимым потребностям есть признак стремления к
свободе духа и личности. Однако стремление насколько возможно полно
удовлетворять многим излишним потребностям - свидетельствует уже о несвободе.
Софист Гиппий, который все, что он носил в себе и на себе, приобрел и сделал
сам, может служить образцом стремления к высшей свободе духа и личности. Дело
здесь не в том, чтобы все было выполнено в совершенстве и одинаково хорошо:
гордость уже сумеет исправить недостатки.
319
Верить себе. - В наше время люди относятся с недоверием к тому, кто верит
в себя; прежде же этого было достаточно, чтобы заслужить доверие. Рецепт, по
которому теперь можно приобрести доверие, состоит в следующем: "Не щади себя!
Если желаешь выставить свое мнение в свете доверия, то подожги прежде всего
|
|