Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Ницше :: Фридрих Ницше - Странник и его тень
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
действует на душу и тело, как доверие. Ежегодно в день заключения мира 
властители вместе со своими приверженцами являлись на свидание, которое 
происходило всегда в присутствии их посредника. Чем больше они видели пользы 
для себя от следования его совету, тем более образ его действий вызывал их 
изумление и преклонение; они называли его бескорыстным. Выгоды, пожинаемые ими 
со времени заключения мира, поглощали все их внимание, и потому они усматривали 
в поведении своего соседа только то, что оно почти вовсе не повлияло на 
перемену его собственного положения, что оно осталось прежним, почему и 
казалось, что посредник их не имел в виду личной пользы. Тут люди в первый раз 
пришли к заключению, что бескорыстие случались и раньше, но только в меньшем 
масштабе и в частной жизни. Впервые же добродетель эта возбудила всеобщее 
удивление, когда она, для общего назидания, была крупными четкими буквами 
начертана на стене. Нравственные качества признаются добродетелями, получают 
название, пользуются почетом, рекомендуются для подражания, с того только 
момента, как они наглядным образом способствуют счастью и благоденствию всего 
общества. Тогда у многих восприимчивость и возбуждение внутренней творческой 
силы достигает такой высоты, что они приносят ей в дар все, что у каждого из 
них есть самого лучшего: серьезный приносит в жертву свою серьезность, 
достойный - свое достоинство, юноша - свои надежды и упования на будущее; поэт 
придумывает ей разные эпитеты и названия, составляет ее родословную и, подобно 
художнику, начинает под конец преклоняться перед образом своей фантазии, как 
перед новым божеством: он учит молиться ей. Таким образом добродетель, над 
развитием которой, как над созданием статуи, трудятся любовь и признательность, 
становится в конце концов вместилищем всего доброго и достойного почитания, 
чем-то в роде храма и божества в одно и то же время. Она является чем-то 
единственным в своем роде, самодовлеющим, и пользуется правами и властью 
освященной сверхчеловечности. Города Греции позднейшего периода были полны 
таких обожествленных абстрактов (да простят мне странность этого выражения ради 
странности самого понятия); народ по-своему воздвиг себе на земле платоновское 
"небо идей", и я не думаю, чтобы понятие о его обитателях было у них менее живо,
 чем понятие о древних гомеровских божествах.
191
      Период мрака. - Периодом мрака называется в Норвегии то время года, когда 
солнце не появляется на горизонте. - Это прекрасное сравнение для всех 
мыслителей, для которых солнце будущего временно закатилось.
192
      Философ роскоши. - Небольшой садик, несколько фиг, кусок сыру и при этом 
три или четыре близких друга, - вот в чем состояла роскошь Эпикура.
193
      Эпоха жизни. - Собственно эпохами жизни являются короткие приостановки, 
разделяющие периоды возвышения и понижения господствующей идеи или чувства. Эти 
приостановки соответствуют состоянию сытости, все остальное будет уже голодом, 
жаждой или пресыщением.
194
      Сон. - Наши сны, когда в исключительных случаях отличаются живостью и 
реальностью, - обыкновенно сны бессмысленны, - представляют собою рад 
символических сцен и образов, заменяющих повествовательный поэтический язык; 
они как бы описывают все пережитое нами, все наши ожидания, отношения и 
описывают с такой художественной смелостью и определенностью, что на утро мы 
приходим в изумление, припоминая наши сны. Во сне мы затрачиваем слишком много 
творческой силы, почему мы так и бедны ею днем.
195
      Природа и наука. - В науке, как и в природе, возделываются сначала худшие 
бесплодные области, так как для этого бывает почти достаточно и тех средств, 
которыми располагает только что народившаяся наука. Обработка наиболее 
плодородных местностей предполагает предварительную тщательно развитую силу 
методов, массу достигнутых единичных результатов и организованную артель 
рабочих, искусных рабочих, что является уже впоследствии. - Нетерпение и 
тщеславие заставляют иногда раньше времени хвататься за обработку этих наиболее 
плодородных местностей, и в результате получается нуль. Природа мстит за такие 
попытки тем, что поселенцы погибают с голоду.
196
      Простой образ жизни. - В наше время стало очень трудно вести простой 
образ жизни: для этого даже у очень умных людей нет достаточно рассудительности 
и изобретательности. Самый искренний из них сознается, пожалуй, и скажет: "мне 
некогда долго размышлять об этом. Простой образ жизни - цель слишком для меня 
высокая; я подожду, пока более мудрые, чем я, откроют его секрет".
197
      Вершины и верхушки. - Ничтожная плодовитость, частое безбрачие, половое 
равнодушие высших и культурнейших умов, так же, как соответствующих им классов, 
представляют собою экономию человечества. Разум пользуется тем общепризнанным 
фактом, что опасность появления нервного потомства у людей, отличающихся 
чрезмерными духовным развитием, очень велика. Такие люди стоят на вершине 
человечества - они не должны спускаться до того, чтобы быть его верхушками.
198
      Никакая природа не делает скачков. - Когда развитие человека быстро 
подвигается вперед, то кажется, будто он перескакивает из одного состояния в 
другое, противоположное. Но более точные наблюдения убеждают нас, что перед 
нами происходит только возникновение нового здания из старого. Задача биографа 
состоит в том, чтобы при описании жизни руководствоваться аксиомой, что никогда 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-