|
тень на долгие ряды поколений. Ибо метафизические воззрения дают веру, что в
них содержится последний, окончательный фундамент, на котором отныне должна
покоиться и созидаться вся будущность человечества: отдельная личность
содействует своему спасению, когда она, например, строит церковь или основывает
монастырь; это, как она думает, зачитывается и воздается ей в вечной жизни души,
это есть работа над вечным спасением души. - Может ли наука пробуждать такую
же веру в свои результаты? В действительности она нуждается в сомнении и
недоверии как в своих вернейших союзниках; тем не менее со временем сумма
неприкосновенных истин, т. е. истин, выдерживающих все бури скепсиса и все
разрушения (например, в диететике здоровья), может настолько увеличиться, что
ввиду их люди решатся создавать "вечные" произведения. Пока же контраст нашего
возбужденного эфемерного бытия по сравнению с медлительным спокойствием
метафизических эпох действует еще слишком сильно, ибо обе эпохи стоят еще очень
близко друг от друга; даже отдельный человек переживает теперь так много
внутренних и внешних эволюций, что не решается устроиться прочно и раз навсегда
хотя бы только в расчете на свою собственную жизнь. Вполне современный человек,
который, например, хочет построить себе дом, испытывает при этом чувство, как
будто он живьем намерен замуровать себя в мавзолей.
23
Эпоха сравнения. Чем менее люди связаны традицией, тем сильнее становится
внутреннее движение мотивов, и тем больше соответственно тому становится в свою
очередь внешнее беспокойство, взаимное столкновение людских течений, полифония
стремлений. Для кого существует еще ныне строгое принуждение прикрепить себя и
свое потомство к определенному месту? Для кого вообще существует еще что-либо
строго связывающее? Если люди воспроизводят теперь одновременно все роды
художественного стиля, то точно так же и все ступени и виды нравственности,
обычаев, культур. - Такая эпоха приобретает значение тем, что в ней могут быть
сравниваемы и одновременно переживаемы самые различные миропонимания, нравы,
культуры, - что прежде, ввиду всегда локализованного господства каждой культуры,
было невозможно, подобно тому как и все роды художественного стиля были
связаны известным местом и временем. Теперь рост эстетического чувства будет
произносить окончательный приговор над столь многими поддающимися сравнению
формами: оно заставит вымереть большинство из них - именно те, которые
отвергнуты этим приговором. Точно так же теперь совершается отбор между формами
и привычками более высокой нравственности, - отбор, целью которого может быть
только гибель низших форм нравственности. Такова эпоха сравнения! В этом ее
гордость, но - как и надлежит быть - также и ее страдание. Не будем бояться
этого страдания! Напротив, постараемся представить себе задачу, которую ставит
нам эпоха, как можно более высокой; и тогда нас благословит за это потомство -
то потомство, которое будет сознавать свое превосходство как над замкнутыми
оригинальными народными культурами, так и над культурой сравнения, но будет с
благодарностью озираться назад, на оба вида культуры, как на достойные
почитания древности.
24
Возможность прогресса. Когда ученый старой культуры дает себе клятву не иметь
сношений с людьми, которые верят в прогресс, он прав. Ибо старая культура имеет
свое величие и благость позади себя, и историческое образование вынуждает
признать, что ей никогда уже не удастся восстановить былую свежесть; нужна
невыносимая тупость или столь же несносная мечтательность, чтобы отрицать это.
Но люди могут сознательно решиться развивать в себе новую культуру, тогда как
прежде их развитие шло бессознательно и случайно; они могут создать теперь
лучшие условия для рождения людей, для их питания, воспитания, обучения; они
могут рассудительно управлять миром как целым, взаимно оценивать и распределять
общие силы человечества. Эта новая, сознательная культура уничтожает старую,
которая, рассматриваемая в целом, вела бессознательную животную или
растительную жизнь; она уничтожает также недоверие к прогрессу - прогресс
возможен. Я хочу сказать: преждевременно и почти бессмысленно верить, что
прогресс должен наступить необходимо; но как можно отрицать, что он возможен?
Напротив, прогресс в духе старой культуры и на ее пути даже немыслим. Когда
романтическая фантастика все еще употребляет слово "прогресс" в применении к
своим целям (например, к замкнутым оригинальным народным культурам), то она во
всяком случае заимствует его образ из прошлого, ее мышление и представление в
этой области лишены всякой оригинальности.
25
Частная и мировая мораль. С тех пор как утрачена вера, что Бог руководит
судьбами мира в целом и, несмотря на все кажущиеся уклонения в пути
человечества, все же превосходно ведет его, - люди должны сами ставить себе
вселенские, объемлющие всю землю, цели. Прежняя мораль, в особенности мораль
Канта, требует от отдельного человека действий, которых можно желать от всех
людей; это было прекрасное наивное мнение: как будто кто-либо без дальнейших
размышлений знает, при каком поведении человечество, как целое, преуспевает, т.
е. какие действия вообще желательны; эта теория, подобно учению о свободе
торговли, предполагает, что всеобщая гармония должна возникнуть сама собою по
врожденным законам развития. Быть может, будущий обзор потребностей
человечества признает отнюдь не желательным, чтобы все люди поступали
одинаково; напротив, в интересах вселенской цели придется для отдельных этапов
человечества поставить специальные задачи, при случае, быть может, даже дурные
задачи. - Во всяком случае если человечество не хочет погубить себя таким
планомерным всеобщим управлением, то должно быть найдено в неизвестном доселе
размере знание условий культуры как научное мерило для вселенских целей. В этом
|
|