|
состоит огромная задача великих умов ближайшего века.
26
Реакция как прогресс. Иногда появляются резкие, могущественные и захватывающие,
но тем не менее отсталые умы, которые еще раз воскрешают пройденную фазу
человечества; они служат доказательством, что новые направления, которым они
противодействуют, еще недостаточно сильны, что в них чего-то не хватает: иначе
последние сумели бы лучше отразить этих заклинателей прошлого. Так, например,
Реформация Лютера свидетельствует о том, что в его эпоху все движения свободы
духа были еще неверными, робкими, юношескими; наука еще не могла поднять головы.
И даже все Возрождение кажется первой весной, которая почти вновь засыпается
снегом. Но и в нашем столетии метафизика Шопенгауэра доказала, что и теперь еще
научный дух недостаточно силен; поэтому средневековое христианское
миропонимание и человекоощущение могло еще раз полностью воскреснуть в учении
Шопенгауэра, несмотря на давно уже осуществленное уничтожение всех христианских
догматов. Науки в его учении хоть отбавляй, но не она властвует над последним,
а, напротив, старая, хорошо знакомая "метафизическая потребность". Несомненно,
одним из величайших и неоценимых преимуществ, которое мы получаем от
Шопенгауэра, является то, что он временно оттесняет наше чувство назад, к
старым, могущественным формам понимания мира и людей, к которым иначе мы не так
легко нашли бы путь. Приобретение для истории и справедливости весьма велико: я
думаю, теперь никому не удалось бы легко без помощи Шопенгауэра проявить
справедливость к христианству и его азиатским родственникам, что в особенности
невозможно на почве еще существующего христианства. Лишь после этого великого
успеха справедливости, лишь после того, как нам довелось исправить в столь
существенном пункте исторический метод рассмотрения, который принесла с собой
эпоха Просвещения, мы вправе снова нести далее знамя Просвещения - знамя, на
котором написаны три имени: Петрарки, Эразма и Вольтера. Из реакции мы сделали
прогресс.
27
Замена религии. Считается одобрением какой-либо философии, если ее признают
заменой религии для народа. И действительно, в духовной экономии иногда
необходимы переходные группы мыслей; так, переход от религии к научному
миропониманию есть насильственный опасный скачок, которого нельзя рекомендовать.
В этом смысле указанное одобрение справедливо. Но нужно наконец также понять,
что потребности, которые удовлетворяла религия и отныне должна удовлетворять
философия, не неизменны; сами эти потребности можно ослабить и истребить.
Вспомним, например, христианскую душевную нужду, вздохи о внутренней
испорченности, заботу о спасении - все это суть представления, проистекающие
только из заблуждений разума и заслуживающие не удовлетворения, а уничтожения.
Философия может быть полезна либо тем, что она также удовлетворяет эти
потребности, либо тем, что она их устраняет; ибо это суть привитые,
ограниченные во времени потребности, которые покоятся на предпосылках,
противоречащих предпосылкам науки. Здесь в качестве перехода следует скорее
воспользоваться искусством, чтобы облегчить перегруженную чувствами душу, ибо
искусство гораздо менее поддерживает эти представления, чем метафизическая
философия. От искусства можно затем легче перейти к действительно освобождающей
философской науке.
28
Обесславленные слова. Долой изношенные до скуки слова "оптимизм" и "пессимизм"!
Со дня на день уменьшается повод употреблять их; лишь болтуны нынче все еще не
могут обойтись без них. Ибо к чему непременно быть оптимистом, если уже не
приходится защищать Бога, который должен был создать лучший из миров, будь он
сам благом и совершенством, - и какой мыслитель нуждается теперь в гипотезе
Бога? - Но точно так же отсутствует и всякий повод к пессимистическому
вероучению, если не нуждаешься в том, чтобы досаждать адвокатам Бога,
богословам или богословствующим философам, и подчеркнуто защищать
противоположное утверждение: что зло властвует, что страдание превышает
удовольствие, что мир есть неудачное создание, проявление злой воли к жизни. Но
кто еще заботится теперь о богословах - кроме самих богословов? - Если
отвлечься от всякого богословия и борьбы с ним, то ясно, что мир не хорош и не
дурен - и еще менее есть "лучший" или "худший" из миров - и что понятия
"доброго" и "злого" имеют смысл лишь в применении к людям, да и здесь, пожалуй,
неправомерны в их обычном употреблении. От хулящего и славословящего
миропонимания мы во всяком случае должны уклониться.
29
Упоенность благоуханием цветов. Обыкновенно думают, что судно человечества
сидит тем более глубоко, чем более оно нагружено; полагают, что, чем глубже
человек мыслит, чем нежнее он чувствует, чем выше он себя ценит, чем дальше
расстояние, отделяющее его от других животных, - чем более он является гением
среди животных, - тем более он приближается к действительной сущности мира и к
ее познанию. Он действительно и осуществляет это через науку, но он воображает,
что еще в большей мере делает это через свои религии и искусства. Последние
суть, правда, цветки мира, но они отнюдь не ближе к корню мира, чем стебель; из
них нельзя ничуть лучше постигнуть сущность вещей, хотя почти все так думают.
Заблуждение сделало человека столь глубоким, нежным, изобретательным, что он
вырастил такие цветы, как религии и искусства. Чистое познавание было бы не в
состоянии сделать это. Кто открыл бы нам сущность мира, тот причинил бы нам
всем самое неприятное разочарование. Не мир как вещь в себе, а мир как
представление (как заблуждение) столь значителен, глубок, чудесен и несет в
своем лоне счастье и несчастье. Этот результат ведет к философии логического
|
|