|
Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием
-- это несчастливый брак!
125
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
126
У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности,
обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать
от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.
127
Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее,
изобретательнее, будет мир /выглядеть/ "само-отверженнее".
128
К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным
вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.
129
Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в
числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь
пробивается великий источник всяческого верхоглядства.
130
Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.
131
Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом:
именно в качестве неразумия.
132
Всегда говорят о /причинах/ аффектов и называют их /поводы/.
133
В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.
134
При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то
срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится
к творческим натурам, сулящим большую пользу.
135
Побороть свой аффект -- значит в большинстве случаев временно
воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его
более опасным.
136
Мы находим у различных людей /одинаковое количество/ страстей, впрочем
по-разному поименованных, оцененных и тем самым разно/направленных/. /Добро/ и
/зло/ отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
137
Почитание само есть уже страсть -- как и оскорбление. Через /почитание
"страсти"/ становятся /добродетелями/.
138
Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть
лишь последний момент домогания. Счастье -- быть сплошным желанием и вместо
исполнения -- все новым желанием.
139
|
|