|
109
Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего
общества: сам он -- разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции
христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи.
110
"Есть герои как в злом, так и в добром" -- это совершенная наивность в
устах какого-нибудь /Ларошфуко/.
111
Сотворить идеал -- /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/
Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола.
112
Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие
редения и раскорчевок леса земля потеплела --
113
Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас
трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать
великими.
114
Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным.
115
Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть
тормоз: они сдерживают, они поддерживают.
116
Нечистая совесть -- это налог, которым изобретение чистой совести
обложило людей.
117
Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью".
118
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
119
Моральное негодование есть коварнейший способ мести.
120
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой,
скрытой даже от них самих злобы.
121
Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до
крайности.
122
Не следует искать морали (того менее -- моральности) у писателей, пишущих
на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие,
бессильные, мстительные люди, -- их тенденция сведена к толике счастья: больные,
которые воображают, что суть в выздоровлении.
123
"Серьезный", "строгий", "нравственный" -- так называете вы его. Мне он
кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это
и корчить из себя нашего палача -- досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.
124
|
|