|
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и
силою отребья, которому не /следовало бы/ жить, -- мораль, поскольку
милосердие; ибо она говорит каждому: "ты все-таки представляешь собою нечто
весьма важное", -- что, разумеется, есть ложь.
95
/Условия существования/ некоего существа, поскольку они выражают себя в
плане /"долженствования"/, суть его /мораль/.
96
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют
злые, они вызывают страх.
97
Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо /искать высшие
состояния жизни/, где /разъятые/ доселе способности могли бы соединиться.
98
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на
нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно
трудно -- сотворить себе такое /право/.
99
Право на новые собственные /ценности/ -- откуда возьму я его? Из права
всех старых ценностей и границ этих ценностей.
100
"Послушание" и "закон" -- это звучит из всех моральных чувств. Но
"произвол" и "свобода" могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.
101
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того,
кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы же свободны -- что знаете вы
о муке ответственности в отношении самого себя! --
102
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно
нарушен.
103
Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.
104
"Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, -- но если ты не ведаешь этого,
ты проклят и преступник закона", -- сказал Иисус одному человеку, нарушившему
субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.
105
Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий
их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против
судящих: он хотел быть истребителем морали.
106
"Добро и зло суть предрассудки Божьи", -- сказала змея. Но и сама змея
была предрассудком Божьим.
107
"Религиозный человек", "глупец", "гений", "преступник", "тиран" -- все
это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
108
Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а
свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого
/Ларошфуко/?
|
|