|
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная
температура, -- лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых
словах.
67
Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит
лед!
68
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться
от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы
на стержне, /вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг.
69
Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что
он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! -- А вы, грубияны,
говорите -- он /скептик/.
70
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и
"нет" кажется слишком патетическим, -- он не принадлежит к отрицающим умам, и,
случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь --
в заросли скепсиса.
71
Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.
72
Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не
возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
73
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в
инстинкте мести.
74
Кто /чувствует/ несвободу воли, тот душевнобольной; кто /отрицает/ ее,
тот глуп.
75
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование",
-- но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие /незнания/.
76
Против /эпикурейцев/. -- Они /избавились/ от какого-то заблуждения и
наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо /верят/ в то,
что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, -- без малейшего
сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в /безопасности/, -- без
сочувствия и к страданию самих преодоленных.
77
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют
о своей защите, другие -- о нападении на своих врагов.
78
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами;
так поступает мыслитель, лишенный формул.
79
/Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно
тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не
пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
* 3. ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА *
|
|