|
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна
лестница, -- но не /сама/ лестница.
53
Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть
признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же
потешным образом, как слон, силящийся /стоять/ на голове.
54
Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть
грабеж и воровство.
55
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще
рядится в тогу "морального человека": как раз по нему и /видно/, что он "не
нуждается" в морали.
56
Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в
свою защиту -- они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.
57
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для
познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе
у вора и убийцы?
58
Видеть и все же не верить, -- первая добродетель познающего; видимость --
величайший его искуситель.
59
Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне,
тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.
60
В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.
61
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном
человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и
головы) -- это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви,
зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а
/голова/ -- женщина!
62
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж
этот язык!
63
Лишь человек делает мир мыслимым -- мы все еще заняты этим: и если он его
однажды понял, он чувствует, что мир отныне его /творение/ -- ах, и вот же ему
приходится теперь, подобно всякому творцу, /любить/ свое творение!
64
Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает
удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его
поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.
65
Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого
вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей:
но заповедь "ты должен", из которого оно возникло, уже не предстает взору;
корень ее сокрыт под землей.
66
|
|