|
Она уже не то, что Брахман; в Брахмане только исчезают эти различие, но,
поскольку различие положено, он в качестве самостоятельного бога оказывается
вне его.
Первая и существенно всеобщая субъективность не есть совершенно свободная,
чисто духовная субъективность, она еще подвержена воздействию природы и,
следовательно, есть всеобщая мощь, но мощь лишь е себе сущая, подобная той,
которую мы имели до сих пор; в качестве субъективности она есть положенная мощь,
и постигается так, если в ней видят исключающую, субъективность.
Различие мощи в себе и мощи в качестве субъективности заключается в
следующем: мощь в качестве субъективности есть положенная мощь, она положена в
качестве для себя сущей мощи. Мы и раньше имели мощь во всех формах. В качестве
первого основного определение она — грубая мощь, господствующая над только
сущием, затем она только внутренняя глубина, и различия вступают как
самостоятельные существования вне ее;
они, правда, вышли из нее, но вне ее они самостоятельны, гели постигать их в
ней, они исчезают. Так, в Брахмане, в этой абстракции, различия исчезают, как
только самосознание говорит: я—Брахман; тем самым в нем исчезает все
божественное, все добро, абстракция не имеет содержания, и, поскольку оно
существует вне ее, оно
самостоятельно и неустойчиво. По отношению к особенным существованиям мощь
есть нечто воздействующее, основа, но она остается лишь внутренней силой и
воздействует лишь всеобщим способом; то, что создает всеобщая мощь, поскольку
она есть в себе, есть и всеобщее, сны природы, они принадлежат в себе сущей
мощи. Эта мощь действует, она есть мощь в себе, ее действие также есть в себе,
она действует бессознательно, и существования - Солнце, звезды, море, реки,
люди, животные
25
и т. д.- выступают как самостоятельные существования, и только их внутренняя
сущность определена мощью. Мощь может проявиться в этой сфере лишь вопреки
законам природы; сюда, собственно говоря, может быть отнесена область чуда.
Однако у индийцев еще нет чудес, так как у них нет разумной, доступной
рассудочному пониманию природы, в природе нет доступной рассудочному пониманию
связи, здесь все - чудо, потому нет и чудес. Чудеса могут быть лишь там, где
бог определен как субъект и действует в качестве субъективности как
для себя сущая мощь.
Поскольку в себе сущая мощь представляется как субъект, ее образ не имеет
значения, поэтому ее и представляют себе в виде людей, животных и т. п.
Утверждение, согласно которому живое воздействует в качестве непосредственной
мощи, собственно говоря, не может быть опровергнуто, поскольку эта мощь, будучи
в себе сущей, воздействует невидимо, незаметно.
От этой мощи следует отличать реальную мощь, которая и есть субъективность.
Здесь надо остановиться на двух основных определениях.
Первое состоит в том, что субъект тождествен с собой и вместе с тем полагает
в себе определенные различенные определения. Единый субъект этих различий —
моменты единого субъекта. Добро есть, таким образом, всеобщее самоопределение,
которое настолько всеобще, что охватывает ту же лишенную различий область, что
и сущность, и определение в действительности не положено как определение.
Субъективности принадлежит самоопределение, и определения, следовательно,
выступают как множество определений, обладая этой реальностью по сравнению с
понятием, по сравнению с простым в-самом-себе-бытием субъективности в себе.
Однако сначала эти определения еще замкнуты в субъективности, [они] суть
внутренние
определения.
Второй момент состоит в том, что субъект исключает все остальное, он есть
негативное отношение себя к самому себе, подобно мощи, но по отношению к
другому; это другое также может выступить в своей самостоятельности, однако
положено, что эта самостоятельность только видимость или что существование
другого, его образование лишь негативно по отношению к мощи субъективности и
она, следовательно, господствует. Абсолютная мощь
26
не господствует, в господстве гибнет другое; здесь же оно остается, но
повинуется и служит средством.
Нам надлежит рассмотреть дальнейшее развитие этих моментов. В соответствии с
характером этого развития ему надлежит оставаться внутри известных границ,
особенно в силу того, что мы находимся здесь только в сфере перехода к
субъективности; она еще не выступает свободной, истинной, здесь еще сохраняется
смешение субстанционального единства с субъективностью. Субъективность, с одной
стороны, правда, все соединяет, но вместе с тем оставляет еще другое, так как
она еще не достигла своего полного завершения; поэтому названное смещение еще
сохраняет недостатки того, с чем оно связано,— недостатки естественной религии.
Следовательно, если говорить о форме, в которой дух имеет предметом его
сознания свое самосознание о себе, то эта ступень являет собой переход
предшествующих форм к более высокой ступени религии. Субъективность еще не есть
для-себя-сущая и тем самым свободная субъективность, но есть средний термин
между субстанцией и свободой субъективностью. Поэтому данная ступень
преисполнена непоследовательности, и задача субъективности в том, чтобы
очистить себя; это—ступень загадки.
В этом брожении встречаются все моменты. Поэтому рассмотрение этой точки
зрения представляет собой особый интерес — здесь присутствуют в своих основных
моментах обе ступени: предшествующая ступень естественной религии и
|
|