|
последующая—свободной субъективности; они еще не обособлены, поэтому здесь все
загадочно и спутано, и лишь с помощью понятия можно уловить нить, которая
поможет установить, в какой сфере сочетается столь гетерогенное и к какой из
этих двух ступеней относятся основные моменты.
Бог здесь еще внутренняя природа, мощь в себе, поэтому образ этой мощи
случаен, произволен. Этой лишь
В себе сущей мощи может быть придан тот или иной образ человека, животного.
Мощь лишена сознания, она— действующий интеллект, который не есть духовность,
но есть только идея, не субъективная идея, а лишенная и сознания жизненность,
жизнь вообще. Это не есть субъективность, самость вообще; однако если
представлять in, в целом как образ, то самое естественное— обратиться к живому,
ибо внутри жизни как таковой
27
находится живое; какое именно живое, какое животное, какой человек —
значения не имеет. Поэтому с этой точкой зрения и связан культ животных во всем
его многообразии: в различных местностях почитают различных животных.
Важнее, согласно понятию, то, что субъект имманентно
определен в себе самом, есть в своей рефлексии в себя, что это определение
уже не всеобщее добро, хотя оно и есть добро и тем самым имеет в качестве
противостоящего себе зло. Далее, однако, реальная субъективность полагает в
своем определении различия; здесь, таким образом, положено различное добро,
внутреннее содержание, которое состоит из определенных определений и не имеет
только всеобщего определения. Субъект есть реальный субъект лишь в той мере или
свобода начинается лишь тогда, когда для меня может быть различное, когда
существует возможность выбора; субъект лишь тогда возвышается над особенной
целью, свободен от особенности, Когда она не совпадает с самой субъективностью,
не есть всеобщее добро. Другое дело, если добро одновременно определено и
вознесено до бесконечной мудрости; здесь определена множественность добра, и
тогда субъективность возвышается над ним, желание того или иного проявляется
как выбор, субъект положен как принимающий решения и появляется определение
целей и действий.
Бог как субстанциальное единство не действует, он уничтожает, созидает, он —
основание вещей, но он не действует; так, например, не действует Брахман;
самостоятельное действие либо существует только в воображении, либо выражается
в смене воплощений. Однако здесь возможна лишь ограниченная цель, лишь первая
субъективность, содержание которой еще не может быть бесконечной истиной.
Здесь образ также определяется как человеческий, и бог, следовательно,
переходит из образа животного в образ человека. В свободной субъективности
образ, непосредственно соответствующий подобному понятию, может быть только
человеческим, здесь уже не только жизнь, Но свободное определение в
соответствии с целью; следовательно, для образа становится необходимым
человеческое определение, какая-либо особенная субъективность — герой, старый
король и т. п. Однако это определение не дано в столь неопределенном
человеческом образе, как Ормузд; здесь, где особенные цели выступают как
28
в первой субъективности, появляется особенность образа, который имеет
особенные цели и определения, связанные и донной местностью. Основные моменты
совпадают с этим. В субъекте должна более отчетливо проявляться развитая
определенность, определенные цели действия, здесь ограничены, определены, они
уже не определенность, в ее тотальности. Определенность должна и в своей
тотальности проявиться в субъекте, развитая субъективность должна созерцаться в
нем, однако моменты еще не тотальность образа, но проявляют себя сначала как
непоследовательность, как жизненный путь, как различные состояния субъекта.
Лишь впоследствии субъекту в качестве абсолютного духа удается иметь в себе
свои моменты как некую тотальность. Здесь субъект еще формален, еще ограничен
по своей определенности; несмотря на то что ему принадлежит вся форма, еще
остается ограничение, в соответствии с которым моменты развиты только как
состояния, а не каждый из них как тотальность, и в субъекте созерцается не
вечная история, составляющая его природу, но только история состояний. Первое
состояние — момент утверждения, второе - его отрицание, третье — возвращение
отрицания в себя.
2) Второй момент здесь имеет особенное значение.
Отрицание выступает как состояние субъекта, это его овнешнение, смерть
вообще; третье - восстановление,
возвращение к господству. Смерть — ближайший способ, посредством которого
отрицание проявляется в субъекте, поскольку он имеет вообще природный, в том
числе и человеческий, наличие сущий образ. Это отрицание имеет, далее, еще одно
определение, которое сводится к следующему: поскольку это не вечная история, не
субъект в его дальности, эта смерть приходит к единичному наличному бытию как
бы через другое, извне, через злой принцип.
Здесь мы имеем бога как субъективность вообще; его главный момент состоит в
том, что отрицание пребывает те субъекта, а заключено уже в самом субъекте и
субъект есть в своей сущности возвращение к себе, у-себя-бытиие. Это
у-себя-бытие содержит различие, которое заключается в том, что оно полагает
иное по отношению самому себе — отрицание, но оно также возвращается к себе,
пребывает у себя, тождественно в этом возвращении с самим собою.
Это есть единый субъект; момент негативного, будучи в качестве природного
положен в определение природ-
29
ности, есть смерть. Следовательно, выступающее здесь определение есть смерть
|
|