|
Здесь поклоняются всему живому — солнцу, звезде, дереву, но только как добру,
заключенному в нем добру, свету, а не его живому образу, его конечной,
преходящей форме; субстанциальное отделяется от того, что принадлежит сфере
преходящего. И в человеке положено это различие; возвышенное в нем отличается
от его непосредственной телесности, от природного, временного, от
незначительности его внешнего бытия, его существования. Это высшее — гении,
ферверы. Среди деревьев выделяется одно дерево — Хом, из него течет вода
бессмертия. Итак, в государстве являет себя субстанциальное,
17
царство света; в правителе — высший свет, в чиновниках — духи Ормузда. Это
различие субстанциального и преходящего, однако, поверхностно; абсолютное же
различие — это различие добра и зла.
Можно упомянуть и о том, что один из помощников Ормузда есть Митра,
посредник7. Интересно, что о Митре говорит уже Геродот. Однако в религии парсов
определенность опосредствования, примирения не получила еще, по-видимому,
преобладающего значения. Лишь позже, когда потребность примирения стала сильнее
осознаваться человеком, стала более живой и определенной, служение Митре стало
более разработанным в своей всеобщности.
Культ Митры имел особое распространение у римлян в христианское время, и еще
в средние века тайно существовал культ Митры, связанный, по-видимому, с орденом
тамплиеров8. Митра, ударяющий ножом в шею быка,— существенный образ этого
культа, и его часто обнаруживают в Европе 9.
с. Культ
Культ этой религии непосредственно связан с ее определением. Его цель —
восславить Ормузда в его творении; начало и завершение — поклонение добру.
Молитвы просты, монотонны и лишены своеобразия нюансов. Главное определение
культа состоит в том, что человек должен соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту
и повсюду способствовать сохранению этой чистоты и ее распространению. Вся
жизнь парса должна быть таким культом, он не стремится к отъединению, как
индусы. Парс должен повсюду содействовать жизни, ее плодородию и радости,
творить добро словом и делом, везде поддерживать добро среди людей и
поддерживать самих людей, рыть каналы, сажать деревья, давать приют странникам,
возделывать пустынные земли, кормить голодных, поить землю, которая и сама есть
субъект и гений 10. Такова эта односторонность абстракции.
В. Сирийская религия, или религия страдани
Мы только что рассмотрели определение борьбы и победы над злом; теперь нам
надлежит в качестве следующего момента рассмотреть эту борьбу как страдание.
18
Выражение «борьба как страдание» может показаться поверхностным; однако оно
означает, что борьба уже есть не только внешняя противоположность, но заключена
в одном субъекте и в его самоощущении. В этом случае борьба есть объективация
страдания. Страдание же вообще — процесс, проходящий в конечности, и
субъективно ощущается как сокрушение души. Этот процесс в конечности —
страдание, борьба, победа — составляет момент
В природе духа, и он не может отсутствовать в сфере, где мощь определяет
себя как духовная свобода. Утрата самого себя, противоречие у-себя-бытия и
другого, которое снимает себя, достигая бесконечного единства (здесь может идти
речь только об истинной бесконечности), снятие противоположности — все это
существенные определения в идее духа, которые теперь здесь выступают. Мы
осознаем развитие идеи, ее ход и моменты, чью тотальность конструирует дух;
однако эта тотальность
не положена — она отпущена в моменты, попеременно проявляющиеся в этой сфере.
Поскольку содержание еще не положено в свободном дуче, так как моменты еще
не возвращены в субъективное единство, содержание дано непосредственно и
выброшено в форму пригодности. Оно изображается как естественный процесс,
который по существу познается в качестве символического и тем самым есть не
только процесс, происходящий во внешней природе, но и всеобщий процесс. По
отношению к той точке зрения, которую мы рассматривали ранее, где господство
осуществляла абстрактная мощь, а не дух, ближайший следующий этап развития идеи
составляет момент конфликта. Дух существенно есть то, что он из своего инобытия
и из преодоления этого инобытия, через отрицание отрицания приходит к самому
себе; дух создает себя: он проходит через отчуждение самого себя. Поскольку,
однако, он еще не положен как дух, этот процесс отчуждения и возвращения еще не
идеализован, еще не положен как момент духа; он непосредствен и поэтому дан в
форме природности.
Это определение — так, как мы его здесь рассмотрели, - нашло свое выражение
в финикийской религии и вообще в религиях Передней Азии. В этих религиях
содержится названный процесс: гибель, отчуждение бога и воскресение его прежде
всего изображаются в финикийской религии. Представление о Фениксе известно: это
19
птица, которая сжигает сама себя, из ее пепла возникает юный Феникс со
свежими силами.
Это отчуждение, это инобытие, определенное как естественное отрицание, есть
смерть, но смерть, которая вместе с тем снимается, поскольку из нее возникает
новая, молодая жизнь. Дух есть вечно то, что уничтожает себя, делает себя
конечным в мире природы, однако возвращается к самому себе посредством
уничтожения своей природности. В Фениксе воплощен этот известный символ, здесь
имеет место не борьба добра со злом, а божественный процесс, присущий самой
|
|