Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х томах. :: Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х томах.- Т.2.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 149
 <<-
 
духовности, свет есть эта абстрактная субъективность в чувственной сфере; 
пространство и время суть эти первые абстракции бытия вне друг друга; 
конкретное физическое начало в его всеобщности есть свет. Поэтому если добро в 
себе в силу его абстрактности принимает форму непосредственности и тем самым 
природности (непосредственность и есть природность), то это непосредственное 
добро, которое еще не очистилось и не возвысилось до формы абсолютной 
духовности, есть свет, ибо свет в мире естествен- 
   12 
   ного - чистое проявление, определение самого себя, но совсем простым, 
всеобщим способом. 
   Если понадобилось бы представить себе Брахмана чувственным образом, то 
представить его себе можно было бы только в форме абстрактного пространства; 
однако Брахман еще не обладает в себе достаточной силой для того, чтобы его 
можно было представить себе, и для его реального образа ему необходимо 
эмпирическое самосознание человека. 
   Трудность заключается в том, что добро, о котором идет речь, должно еще 
существенно иметь в себе и сторону природного, пусть даже чистую природность 
света. Природа вообще не может быть оторвана от духа, она принадлежит духу. 
   И бог как конкретное в себе, как чистый дух вместе с тем существенным 
образом и творец природы, ее властелин. Следовательно, идея в своем понятии, 
бог в своей существенности в себе должен положить эту реальность, это внешнее 
проявление, которое мы называем природой. Момент природности не может 
отсутствовать, однако здесь он еще дан абстрактно, в непосредственном единстве 
с духовным, с добром, так как именно добро и есть здесь это абстрактное. 
   Добро содержит в себе определенность, а в определенности содержится корень 
природности. Мы говорим: «Бог сотворил мир»; творить и есть эта субъективность, 
которой принадлежит определенность вообще; в этой деятельности, субъективности 
заключено определение природы, которое при более точном определении означает, 
что природа есть нечто сотворенное. Однако здесь этого еще нет, здесь мы имеем 
еще абстрактную определенность. 
   Ее форма по существу форма природы вообще, форма света и непосредственного 
единства с добром, ибо непосредственное и есть само по себе абстрактное, 
поскольку определенность здесь лишь всеобщая и неразвитая. 
   Свету противостоит тьма; в природе эти определения распадаются таким 
образом: бессилие природы состоит в том, что свет и его отрицание сосуществуют, 
хотя свет — та сила, которая прогоняет тьму. Это определение и в боге охраняет 
свое бессилие, которое заключается в том, что из-за своей абстрактности оно еще 
не содержит эту противоположность в себе и не преодолевает ее, но зло 
существует рядом. Свет есть добро, и добро есть свет, это – неразделенное 
единство. 
   13 
   Однако этот свет находится в состоянии борьбы с тьмой, со злом, которое он 
должен победить, но только должен, ибо ему это не удается. 
   Свет - бесконечное распространение, его скорость равна скорости мысли; но 
для того, чтобы его проявление было реальным, он должен упасть на нечто темное. 
Чистый свет ничего не открывает, лишь при наличии этого другого выступает 
определенное проявление, и тем самым добро вступает в противоположность со злом.
 Проявление есть определение, но еще не конкретное развитие определения; 
следовательно, конкретность определения находится вне его; его абстрактность 
приводит к тому, что его определение дано в другом. Без противоположности нет 
духа, но в развитии все зависит от того, какое положение эта противоположность 
занимает по отношению к опосредствованию и изначальному единству. 
   Следовательно, добро в его всеобщности имеет природный образ, это чистое 
проявление природы, свет. Добро есть всеобщая определенность вещей. Поскольку 
оно тем самым есть абстрактная субъективность, момент единичности, момент, 
форма, в которой оно существует для другого, даже в чувственном созерцании есть 
внешнее наличие, которое, однако, может соответствовать содержанию, ибо 
особенность вообще включена во всеобщее; особенность в ее более конкретном 
значении, в соответствии с которым она есть форма созерцания, форма 
непосредственности, может выступа как соответствующая содержанию. Так, например,
 Брахман есть лишь абстрактное мышление, и, если созерцать его чувственным 
образом, ему может соответствовать, как уже было сказано выше, лишь созерцание 
пространства, чувственная всеобщность созерцания, которая сама абстрактна. 
Здесь же, напротив, субстанциальное соответствует форме, и именно она есть 
физическая всеобщность, свет, которому противостоит тьма. Свет, дуновение и т. 
д. также определения физического характера, но они не составляют того, что 
соответствует идее, — всеобщую индивидуальность, субъективность; свет, который 
сам себя открывает, — в этом заключен момент самоопределения индивидуальности, 
субъективности. Свет являет себя как свет вообще, как всеобщий свет и вместе с 
тем как особенная, своеобразная природа, рефлектированная в себе природа 
особенных предметов, как существенность особенных вещей. 
   14 
   Свет здесь не следует понимать как солнце; можно, конечно утверждать, что 
солнце олицетворяет собой свет, однако оно находится вдали в качестве 
особенного небесного тела, особенного индивидуума. Добро, свет, напротив, 
содержит в себе самом корень субъективности, но только корень; следовательно, 
оно не положено в подобной индивидуальной замкнутости, и поэтому свет можно 
рассматривать как субъективность, душу вещей. 
   b. Существование этой религии 
   Религия света, или непосредственного добра, - это религия ни древних парсов, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 149
 <<-