|
и все время продолжает украшать его и даже снабжать его какимнибудь завитком;
но чем более многослойной и сложной является конструкция, над которой трудится
все человечество, тем меньше принадлежит она каждому в отдельности. Кто только
копирует эту всеобщую конструкцию, только из нее выбирает для себя, кто не в
себе самом и не из себя самого строит собственный домик, чтобы иметь жилище с
крышей и стенами, где он был бы совсем у себя, где он каждый камень если не
сделал совершенно заново, то все же положил куда следует, повертел в руках, –
тот является начетчиком, тот не жил и не трудился самостоятельно.
Кто только строит себе дворец в подражание тому большому зданию и живет в
нем, как Людовик четырнадцатый в Версале, тот едва ли знает все покои своего
владения и занимает лишь один очень маленький кабинет, тогда как хозяин дома в
своем доставшемся ему от предков домике умеет всегда распорядиться наилучшим
образом, рассказать о каждом винтике, каждом шкафчике, об их использовании и их
истории («Натан» Лессинга). О большей части того, чем я владею, я могу еще
сказать: как, где, почему я учился этому.
Религия должна помочь человеку строить его маленький домик, который он
тогда может назвать своим собственным, – но в какой мере она может помочь ему в
этом?
Если между чистой религией разума, которая поклоняется богу в духе и в
истине и служение ему полагает только в добродетели, и между фетишистской верой,
которая верит, что может снискать себе уважение у бога также и через нечто
иное, нежели добрая по себе самой воля, существует такое значительное различие,
что последняя в противоположность первой не имеет никакой ценности, что обе
относятся к совершенно различным видам, и если, таким образом, для человечества
очень важно проводить это различие всегда в пользу религии разума и вытеснять
фетишистскую веру, то – поскольку всеобщая духовная церковь остается только
идеалом разума и поскольку, пожалуй, невозможно, чтобы могла быть учреждена
публичная религия, которая исключила бы всякую возможность вывести из себя
фетишистскую религию, – спрашивается, каким образом должна быть организована
народная религия, чтобы а) негативно – дать как можно меньше повода для
начетничества и как можно меньше сохранить привязанность к обычаям и b)
позитивно – народ, ведомый к религии разума, приобрел к ней восприимчивость.
Когда в морали в качестве последней вершины нравственности и последнего
пункта стремления полагается идея святости, то возражения тех, кто говорит, что
такая идея для человека недостижима (что допускают и сами моралисты) и что
кроме чистого уважения к закону человеку нужны еще и другие, относящиеся к его
чувственности, побудительные причины, – такие возражения доказывают не то, что
человек не должен стремиться – пусть даже нужна для этого целая вечность –
приблизиться к этой идее, а только то, что при грубости и при мощной тяге к
чувственности большинства людей зачастую следовало бы довольствоваться хотя бы
тем, чтобы установить законность (а чтобы установить ее, не требуются чисто
нравственные побудительные причины, ср. Матф. 19,16 – для этого в них было мало
чувства), и что польза была бы уже от простого совершенствования грубой
чувственности – по крайней мере развивался бы интерес к чемуто более
возвышенному, вместо собственно животных инстинктов развивались бы чувства,
которые более подвержены влиянию разума и больше приближаются к моральному, пли
что (причем только это, собственно, и возможно), когда громкий крик
чувственности несколько заглушен, моральные чувства также пускают ростки, –
вообще, уже простая культура была бы выигрышем; они хотят, пожалуй, только
одного – (доказать), что на этой земле будто бы невероятно, чтобы человечество
или хотя бы отдельный человек обошлись когданибудь без внеморальных
побудительных причин, – в саму пашу природу вложены такие чувства, которые,
хотя и не моральны и возникли не из уважения к закону и таким образом не
являются твердыми и прочными, не имеют ценности в себе самих и опятьтаки не
заслуживают внимания, все же вполне приятны, препятствуют злым наклонностям и
поощряют лучшее в человеке, – к такому роду принадлежат все благонравные
склонности, сострадание, доброжелательность, дружба и так далее. К этому
эмпирическому характеру, который заключен внутри круга склонностей, принадлежит
также моральное чувство, которое должно вплести свои нежные волокна во всю
ткань;
основной принцип эмпирического характера есть любовь, которая имеет нечто
аналогичное с разумом, поскольку любовь, когда она находит себя самое в других
людях или, лучше сказать, забывает самое себя, изгоняет себя из своего
существования и начинает жить, чувствовать и действовать в других так же, как
разум в качестве всеобщего принципа, вновь узнает себя как общезначимый закон,
как согражданина интеллигибельного мира в каждом разумном существе! Хотя
эмпирический характер человека и возбуждается желанием или нежеланием, однако
любовь, хотя это уже патологический принцип поведения, бескорыстна, она делает
добро не потому, что она рассчитала, что радости, которые приносят ее действия,
являются более чистыми и более длительными, чем радости чувственности или
радости, возникающие от удовлетворения какойлибо страсти, – она, таким образом,
не принцип утонченного себялюбия, где Я в конце концов всегда есть последняя
цель.
Для установления принципов эмпиризм, конечно, совершенно не годится, но
когда речь идет о том, как следует воздействовать на людей, то следует принять
их такими, каковы они есть, и отыскать все добрые побуждения и чувства,
благодаря которым, если даже свобода человека непосредственно и не
увеличивается, натура его все же может облагородиться. В случае народной
религии особенно важно, чтобы фантазия и сердце не оставались
неудовлетворенными, чтобы первая наполнялась великими, чистыми образами, а в
|
|