|
только страх перед божеством ведет к совершению известных действий, с помощью
которых человек надеется избежать его неудовольствия. У многих чувственных
народов дело с религией обстоит, очевидно, именно так – представление о боге и
его способе поведения по отношению к людям ограничивается тем, что он действует
по закону человеческой чувственности и воздействует лишь на чувственность
людей; и только совсем незначительная доля морального примешивается к этому
понятию – понятие бога и понятие об обращении к богу в служении ему уже
морально" то есть оно уже в большей степени указывает на сознание порядка,
более высокого и определенного более значительными целями, чем чувственность, –
если даже сюда и примешивается затронутое выше суеверие (но к обращенному к
божеству запросу относительно будущего результата присоединяется попытка
воззвать к его помощи, чувство, что все зависит от его решений, и всегда в
основе лежит вера или по крайней мере, что наряду с верой в судьбу существует
естественная необходимость в том, что божество только правому дарует счастье, а
неправому и гордецу определяет несчастье) и если из религии черпаются моральные
стимулы действия.
Субъективная религия присуща добрым людям, объективная может принимать
почти любую окраску, весьма безразлично какую. «В чем я кажусь вам христианином,
в том самом вы мне евреем кажетесь!» – говорит Натан, ибо религия есть дело
сердца, которое часто непоследовательно относительно догм, которые принимает
рассудок или память, – самые достопочтенные люди несомненно не всегда те, кто
больше всего рассуждал о религии, – последние очень часто превращали религию
свою в теологию, то есть подменяли полноту, сердечность веры холодным знанием и
словесной пышностью!
А ведь религия лишь очень мало выигрывает благодаря рассудку; напротив,
его операции, его сомнения могут скорее охладить сердце, чем согреть; и тот
человек, который нашел, что представления других наций, или, как их называют,
язычников, содержат много абсурдного, и потому несказанно радуется своей более
глубокой проницательности, своему уму, позволяющему ему видеть больше, чем
видели величайшие мужи, – тот не знает сущности религии. Кто именует своего
Иегову Юпитером или Брамой и является подлинным почитателем бога, тот столь же
подетски, как и истинный христианин, приносит свою благодарность, свою жертву.
Кого не тронет прекрасная простота, когда невинность думает о своем великом
благодетеле, при всем том добром, что дает ей природа, приносит ему все самое
лучшее, самое непорочное, перворожденное зерно, перворожденного агнца, – кого
не изумит Кориолан, когда тот в величии своего счастья боится Немезиды (подобно
тому как смирился перед богом Густав Адольф в битве при Лютцене), моля богов
унизить не дух римского величия, но его самого.
Такого рода черты действуют на сердце; и ими нужно наслаждаться в сердце
своем, в наивности духа и чувства, а не искусно судить о них холодным рассудком.
Только самомнение сектантского духа, который считает себя более мудрым, чем
все люди прочих партий, может пренебрежительно не заметить в последних невинных
пожеланиях Сократа принести петуха в жертву богу здоровья – прекрасное чувство
Сократа, благодарящего богов за свою смерть, на которую он смотрит как на
излечение, и сделать такое грубое замечание, какое делает Тертуллиан в
«Апологии», 46.
Где сердце (как у послушника в сцене из «Натана», откуда взяты
приведенные выше слова) говорит не громче, нежели рассудок, где оно зачерствело
и дает рассудку время резонерствовать о поступке, оно негодно на многое, в нем
не живет любовь. Нигде голос непорочного чувства, чистого сердца и своенравие
рассудка не противопоставлены друг другу более совершенно, чем в евангельской
истории о том, как Иисус с радостью и любовью принял от некой до того времени
пользовавшейся дурной славой женщины натирание для своего тела как открытое, не
стесненное вокруг стоявшими людьми излияние прекрасной, проникнутой раскаянием,
доверием и любовью души; однако некоторые из его апостолов имели слишком
холодное сердце, чтобы отозваться на чувство этой женщины, на ее прекрасную,
выражавшую доверие жертву, и смогли сделать холодное, облаченное в красивые
слова пояснение под видом заботы о благотворительности. Какое черствое и
поспешное замечание, когда добрый Геллерт гдето говорит: малое дитя знает
сегодня о боге больше, чем самый мудрый язычник, – как и Тертуллиан говорит
(«Апология», гл. 46): deum qiiilibet opifex и г. д. Это точно так же, как если
бы у компендиума морали, который стоит здесь в моем шкафу и только от меня
зависит, не завернуть ли в него вонючий сыр, была большая ценность, чем у души
Фридриха 2, возможно, иногда и неправой; ибо различие между opifex Тертуллиана,
«ребенком» Геллерта, в которого вместе с катехизисом вбили теологическую
закваску, и бумагой, на которой напечатали нравоучения, в этом отношении не
очень велико, – собственно говоря, приобретенное посредством опыта сознание в
обоих случаях почти в равной степени отсутствует.
Просвещение. Желание действовать посредством рассудка
Рассудок служит только объективной религии. (Его дело) очистить принципы,
представить их в их чистоте – он взрастил превосходные плоды – Лессингова
«Натана» и заслуживает похвал, которыми его всегда награждают.
Но рассудок никогда не превратит принципы в принципы практические.
Рассудок есть некий придворный, который угождает настроениям своего
господина: он умеет разыскать основания для оправдания всякой страсти, для
всякой затеи, он является преимущественно слугой себялюбия, всегда очень
проницательного в стремлении придать красивую окраску совершенным или будущим
ошибкам и часто восхваляющего самого себя за то, что оно нашло для себя такую
|
|