|
определение бытия. Пространственная и временная единичность, здесь и теперь,
которую в "Феноменологии духа" я определил как предмет чувственного
сознания, - все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следует
брать прежде всего только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, а
именно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в нем
самом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие.
Прибавление. Первая из трех ступеней развития феноменологического духа
- именно сознание - сама содержит в себе три ступени:
1. чувственного,
2. воспринимающего и
3. рассудочного сознания.
В этой последовательности раскрывается некоторое логическое движение
вперед.
1) Первоначально объект есть совершенно непосредственный, сущей объект,
- таковым он является для чувственного сознания. Но эта непосредственность
не содержит в себе никакой истины; от нее следует перейти дальше к
существенному бытию объекта.
2) Если сущность вещей становится предметом сознания, то это уже более
нечувственное, но воспринимающее сознание. На этой стадии единичные вещи
ставятся в отношение ко всеобщему, - но именно только ставится в отношение;
здесь поэтому не осуществляется еще никакого истинного единства единичного и
всеобщего, но лишь смешение обеих этих сторон. В этом заключается
противоречие, которое ведет дальше к третьей ступени сознания, а именно
3) к рассудочному сознанию, где оно и находит свое разрешение,
поскольку здесь предмет низводится или возвышается до явления некоторого для
себя сущего внутреннего. Такое явление есть живое существо. С момента
рассмотрения этого живого и загорается самосознание; ибо в живом существе
объект превращается в нечто субъективное, - сознание открывает тут само себя
как существенное предмета, рефлектирует из предмета в самое себя, становится
предметным для самого себя.
После этого общего обзора трех ступеней развития сознания обратимся
теперь прежде всего к чувственному сознанию.
Это последнее отличается от других родов сознания не тем, что только в
нем одном объект доходит до меня посредством чувств, но скорее тем, что на
стадии этого сознания объект - будь он внешний или внутренний - не имеет еще
никакого другого мыслительного определения, кроме того, чтобы, во-первых,
вообще быть, и, во-вторых, по отношению ко мне быть некоторым
самостоятельным другим, чем-то рефлектированным в самое себя, некоторым
единичным по отношению ко мне как к единичному, непосредственному. Особое
содержание чувственного, например запах, вкус, цвет и т.д., относится к
области ощущения. Но своеобразная форма чувственного - быть
для-себя-самого-себя-внешнем, разъединение частей в пространстве и во
времени - представляет собой постигнутое созерцанием определение объекта,
так что для чувственного сознания как такового сохраняет значение только
упомянутое выше определение мышления, в силу которого многообразное
обособленное содержание ощущений собирается в некоторое вне меня сущее
единство. Это единство на этой стадии познается мной непосредственно,
разрозненно , случайно попадает в данный момент в мое сознание и потом снова
из него исчезает, - вообще, как по своему существованию, так и по своему
характеру, является для меня чем-то данным, следовательно, чем-то таким, о
чем я не знаю, откуда оно приходит, почему оно имеет эту определенную
природу, а так же является ли оно истинным.
Из этой краткой характеристики природы непосредственного или
чувственного, сознания ясно, что по отношению к в-себе-и-для-себя всеобщему
содержанию права, нравственности и религии оно является безусловно
неподходящей, искажающей такое содержание формой, так как в этом сознании
абсолютно необходимому, вечному, бесконечному, внутреннему предается вид
чего-то конечного, разрозненного, себе-самому-внешнего. Поэтому, если в
новое время хотели признать возможность только непосредственного знания
Бога, то при этом ограничивали себя знанием, которое в состоянии высказать о
Боге только то, что Он есть - что Он существует вне нас, - и что для
ощущения Он кажется обладающим такими-то и такими-то свойствами. Такое
сознание не достигает ничего большего, как только хвастовства, выдающего
себя за религиозное и важничания своими случайными воззрениями относительно
природы потустороннего для него Божественного начала.
Вї419
Чувственное как нечто превращается в нечто другое; рефлексия такого
нечто в самое себя, вещь имеет много свойств и в качестве единичного
обладает в своей непосредственности многообразными предикатами.
Множественное единичное чувственности становится поэтому чем-то широким _
многообразием отношений, рефлективных определений и всеобщностей. Все это
суть логические определения, полагаемые мыслящим существом, то есть в данном
случае "я". Но, существуя для этого последнего как являющийся, предмет и
претерпел такие изменения. В этом определении предмета чувственное сознание
есть восприятия.
|
|