Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г В Ф - Феноменология духа
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
том  что,  он относится  к  существенно  другому  по  сравнению  с ним.  Это
противоречие  должно  быть  снято; в нем  самом  заложена  тенденция  к  его
разрешению.  Субъективная достоверность не должна иметь  никакого  предела в
объекте; она должна приобрести истинную объективность; и,  наоборот, предмет
со своей  стороны должен не только абстрактным образом,  но и со всех сторон
своей  конкретной  природы  сделаться  моим. Эта  цель  уже  предчувствуется
верящим в себя  самого разумом, не достигается  она только  знанием  разума,
познаванием в понятиях.


Вї417



     Ступени - это возвышения  доступности до истины, состоят в том, что дух
есть:
     - сознание вообще, обладающее предметом как таковым;
     - самосознание, для которого предметом является "я";
     -  единство сознания  и  самосознания - тот  факт,  что  дух  созерцает
содержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себя и
для себя; - разум, понятие духа.
     Прибавление.  Три  ступени  возвышения  сознания  до разума  определены
посредством  действующей как  в субъекте, так и  в  объекте мощи  понятия  и
потому  могут  быть рассматриваемы как точно такое же число суждений. Но  об
этом  абстрактное  "я",  чистое  сознание,  еще ничего  не  знает. Поскольку
поэтому не-"я", имеющее первоначально для сознания самостоятельное значение,
снимается  обнаруживающийся в нем  мощью понятия, поскольку,  далее, объекту
вместо формы  непосредственности, внешности  и единичности  придается  форма
чего-то всеобщего, внутреннего, сознание принимает  в  себя,  - постольку по
отношению к "я" это его собственное, как раз таким образом осуществляющееся,
становление  чем-то  внутренним  кажется  превращением  объекта   во  что-то
внутреннее. Лишь при условии, что объект получил  черты чего-то внутреннего,
превращен в "я", и сознание развивается таким образом до самосознания, - дух
познает силу своей  внутренней природу как силу проявляющуюся в  объекте и в
нем действенную. Поэтому то, что в сфере чистого  сознания существует только
для  нас,   рассматривающих   его,  то  в  сфере   самосознания   становится
существующим  для самого духа.  Самосознание имеет сознание своим предметом,
следовательно,  противопоставляет  ему  себя.  Но  в  то же  время  сознание
сохраняется так же, как момент в самосознании. Самосознание с необходимостью
переходит  поэтому, далее, к  тому,  чтобы посредством отталкивания  себя от
самого себя  противопоставить  себе некоторое другое самосознание  и в  этом
последнем приобрести себе объект, который тождествен с ним  и  в то же время
самостоятелен.  Этот  объект первоначально есть непосредственное,  единичное
"я". Но если это последнее освобождается от еще присущей ему, таким образом,
формы   односторонней    субъективности   и   понимается   как   проникнутая
субъективностью понятия реальность, следовательно, как идея, то самосознание
выходит   тогда   из   своей   противоположности   сознанию,   переходит   к
опосредственному единству  с  ним  и  вследствие этого становится конкретным
для-себя-бытием "я", абсолютно  свободным разумом, познающим  в  объективном
мире себя самого.
     При  этом  почти  нет  надобности  упоминать здесь о  том,  что  разум,
выступающий в нашем рассмотрении как нечто третье и последнее, не есть нечто
только последнее, из чего-то ему чуждого  проистекающий результат, но скорее
есть  нечто,  лежащее в основе и сознания, и самосознания, следовательно, то
первое, что посредством снятия обеих этих  односторонних  форм, раскрывается
как их первоначальное единство и истина.


 a) Сознание как таковое.



) Чувственное созерцание. Вї418



     Сознание есть  прежде всего непосредственное  сознание, его отношение к
предмету есть поэтому простая, непосредственная достоверность его; поэтому и
сам  предмет точно также определен всего как  непосредственный, как сущий  и
рефлектированный  в  самое  себя,  далее,  как  непосредственно-единичный  -
чувственное сознание.
     Примечание. Сознание, как отношение, содержит в себе лишь те категории,
которые принадлежат абстрактному "я", или формальному мышлению; они для него
суть  определения объекта.  Чувственное  сознание знает  поэтому этот объект
только  как сущее,  как нечто, как существующую вещь,  как  единичное  и так
далее.  По содержанию оно  является самым богатым,  но  по мыслям  оно самое
бедное.  Его   богатое  наполнение   составляют  определения  чувства;   они
представляют  собой материал  сознания,  субстанциальное и качественное, то,
что в  антропологичной сфере есть душа  и что она  находит в себе. Рефлексия
души в себе,  "я" отделяет от  себя этот материал  и прежде всего  дает  ему
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-