Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г В Ф - Феноменология духа
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-
 
     Прибавление. Содержание чувственного сознания диалектично в себе самом.
Оно  должно  быть  определенным  единичным; но  тем самым  оно  не  есть уже
некоторое единичное,  но  всякое вообще  единичное; и  как  раз -  поскольку
единичное содержание исключает из себя другое -  оно вступает в отношение  к
другому, проявляется как выходящее за  пределы самого себя, как зависимое от
другого,  как опосредствованное этим другим, как  внутри себя содержащее это
другое.    Ближайшей     истиной     непосредственно-единичного    является,
следовательно,  его  отнесенность  к  другому. Определения этого отношения к
другому составляют то, что называется  определениями рефлексии, а  сознание,
постигающее эти определения, есть восприятие.


        ) Восприятие.

     Вї420


     Сознание, вышедшее за пределы чувственности стремится восприять предмет
в  его истине не только  как  непосредственный, но и  как опосредствованный,
рефлектированный в себя  и всеобщий. Этот предмет представляет собой поэтому
соединение  чувственных и расширенных  мыслительных  определений  конкретных
отношений и связей. Тем самым тождество  сознаний  с  предметом  не есть уже
только  абстрактное  тождество достоверности,  но  тождество определенное, -
знание.
     Примечание. Ближайшая  ступень сознания,  на  которой  философия  Канта
постигает  дух, есть восприятие, составляющее  вообще отправную точку зрения
нашего обыкновенного сознания, а так же  в большей или меньшей мере  и наук.
При этом  исходят из  чувственных  достоверностей  единичных аперцепций, или
наблюдений, возводимых в степень истины будто бы тем, что их рассматривают в
их взаимном отношении к друг другу, размышляют о них, вообще тем, что они по
определенным  категориям  превращаются  в  нечто  одновременно необходимое и
всеобщее, становятся опытом.
     Прибавление.   Хотя  восприятие  исходит  из   наблюдения  чувственного
материала,  оно все же  на нем  не останавливается - не ограничивается,  как
известно, данными ощущения обоняния, вкуса, зрения, слуха и осязания, - но с
необходимостью  переходит  далее,  к  тому,  чтобы  поставить  чувственное в
отношение к  непосредственно не наблюдаемому всеобщему,  -  все разрозненное
познать в его внутренней связности в нем самом: например, в силе  объединить
все ее обнаружения и отыскать существующие между единичными вещами отношения
и  опосредствования.  Поэтому,  в  то время  как  чисто чувственное сознание
только  предъявляет  нам  вещи,  то  есть  показывает  их  нам  лишь  в   их
непосредственности,  восприятия,  напротив,  постигает  связь вещей - делает
очевидным  и невероятным то, что если данные  обстоятельства имеются налицо,
то вот что отсюда следует, и,  таким образом, начинает раскрывать перед нами
вещи как  истинные  так  и  не очень.  Это  раскрытие, однако, является  еще
недостаточным, не последним и не первым. Ибо то при помощи чего нечто в этом
должно  быть  раскрыто,  само   есть  нечто  предположенное,  следовательно,
нуждающееся в подтверждении; так что в этой области  приходится продвигаться
от   предположения   к  предположению,  так   что  получается   прогресс   в
бесконечность.
     На этой  ступени находится опыт. Все  должно  быть познано на опыте. Но
если  речь  должна  идти  о  философии,  то  от упомянутого  эмпирического и
фантастического   подтверждения,    остающегося   связанным   с   некоторыми
предпосылками,    необходимо   подняться   до    доказательства   абсолютной
необходимости вещей.
     Развитие  сознания проявляется  как изменение определений его  объекта.
Относительно  этого  пункта здесь можно  упомянуть еще о  том, что поскольку
воспринимающее  сознание снимает единичность  вещей, идеально  полагает ее и
тем  самым  отрицает  внешность  отношения предмета  к  "я",  постольку  "я"
углубляется  в  себя,  само  приобретает более  внутренний характер;  однако
сознание   рассматривает  это  вхождение   в  самого  себя  как  углубление,
проникновение и внедрение в объект

        
     Вї421


     Это  соединение  единичного  и  всеобщего  есть  смешение,  потому  что
единичное  продолжает быть лежащим в  основании бытием, в корне отличным  от
всеобщего,  к  которому  оно в  то  же  время  поставлено в  отношение.  Это
соединение есть  поэтому многостороннее противоречие - всех вообще единичных
вещей чувственной апперцепции, долженствующих составлять основание всеобщего
опыта  и  всеобщности, которая,  собственно,  и  есть  сущность и основание;
единичности, представляющей собой самостоятельность, взятую в ее  конкретном
содержании,   и  многообразных  свойств,  которые,  являясь  свободными   от
упомянутой  отрицательной связи и друг  от друга, скорее представляют  собой
самостоятельные  всеобщие  материи  и   т.д.   Сюда,  собственно,  относится
противоречие конечного,  проходящее  через  все  формы логических  сфер,  но
находящее себе наиболее конкретное выражение в том, что нечто определено как
объект.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 15
 <<-